Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
* умение определять и объяснять периодизацию событий, про сов, соотносить изучаемые факты с периодом истории, эпохой. Остановимся на особенностях формирования этих умений работы с хронологическим материалом. Ощутить «движение истории», увидеть развитие событий, процессов без вычленения и анализа его отдельных этапов довольно трудно. Поэтому вопросы исторической периодизации часто встречаются в содержании курсов истории и текущих уроков. Естественно, всякая периодизация исторического процесса условна, в этом постоянно будут убеждаться школьники. По вопросам периодиза ции в исторической науке немало разногласий. Тем не менее, в школе идет ознакомление учеников с известными важнейшими периодами в истории человечества и отдельных народов, государств, цивилизаций. В связи с этим ученики должны владеть понятием «исторический период» и учиться объяснять установленную периодизацию исторических процессов, вычле нять их этапы. Поясняя термин «исторический период», можно предложить учени кам следующее определение: исторический период - это промежуток ис торического времени, в течение которого совершается какой-либо про цесс или ряд взаимосвязанных процессов, несущих значительные изменения в жизнь общества. Ученики что должны знать, что даты начала и завер шения таких процессов называются хронологическими рамками. Первоначальное введение и разъяснение этих исторических терми нов возможно в 5-6 классах, по усмотрению учителя. В курсе истории древнего мира это уместно сделать при изучении раздела «Древняя Гре ция», поскольку его содержание систематизировано по основным перио дам истории Древней Греции: I период: Ранняя Греция —«гомеровский» период родовых отношений и постепенного распада и зарождения госу дарственной власти (XI- IX вв.до н.э.). II период: Образование городов- государств (VIII - IV b b . д о н . э.). III период: Наивысший расцвет Древней Греции и могущество Афин - классический период ( V-cep.IV вв. до н. э.). IV период: Упадок Греции и подчинение ее Македонии, образование Греко македонских монархий. Эллинистический период (сер.IV —сер.II вв. до н.э.). На ленте времени можно выделить эти периоды в истории Древней Греции и кратко их охарактеризовать. В дальнейшем, с опорой на данную ленту времени и созданное общее представление о периодах, рассматри ваются конкретные факты, раскрывающие содержание и особенности раз вития Греции в изучаемый период. Закрепить представление пятиклассни ков о периодизации можно будет при изучении истории Древнего Рима. Содержание этого раздела также структурировано по периодам. Если понятие «исторического периода» учитель посчитает необхо димым дать позже - в 6 классе, то это придется сделать на вводных уроках по курсу истории средних веков, так как вопрос о периодизации средневе 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz