Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

«нашей эры» идет как бы на убыль. Поэтому «до нашей эры» идет не пря­ мой, а обратный счет лет. На первых порах принцип обратного летосчисления «до нашей эры» усваивается пятиклассниками с трудом. Для осознания и закрепления этих первичных представлений требуется провести немало практических упражнений на обратное летоисчисление. На первом уроке упражнения могут быть проведены с помощью лю­ бой конкретной даты события, к примеру —даты Восстания Спартака. Оперируя этой датой, учитель обсуждает с ребятами ряд вопросов: Историки установили, что восстание Спартака началось в 74 г.до н.э.: • В каком веке до н.э. произошло это событие? • Какой год следовал за 74 г. до н.э.? • Какой год предшествовал 74 г до н.э.? • В какой части I в.до н.э. произошло это событие? (при затруднении вме­ сте с ребятами следует найти место этого события на ленте времени, уточнив, с какого года начинается 1 в до н.э.) • Восстание было подавлено через 3 года после начала. Когда это произо­ шло? (71г.до н.э.) • Сколько лет назад началось восстание Спартака? Объясните, как считали? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько лет назад произошло древнее событие, слу­ чившееся до н.э.? • Восстание Спартака произошло в I в до н.э., а Александр Македонский совершил свои великие завоевания в IV в до н. э. Кто жил раньше: Александр или Спартак? • В 1900 г. археологи нашли клад, закопанный в 100 г до н.э. Сколько лет клад пролежал в земле? Объясните, как производили подсчеты? Так, через систему практических упражнений на данном уроке пяти­ классники должны усвоить основные правила счета лет до нашей эры: 1. При счете лет до н.э., чем большее число лет заключено в да­ те, тем событие произошло раньше, древнее, дальше от нашего времени. 2. До нашей эры идет обратный счет лет: девятый, восьмой, седьмой и т.д. до 1 века нашей эры. 3. Если необходимо высчитать, сколько лет назад произошло древнее событие, надо считать назад от года, в котором мы живем, сложив при этом два отрезка времени: «нашей» и «до нашей эры». На первом уроке далеко не все ученики быстро улавливают принцип счета лет до нашей эры. Поэтому на протяжении всего курса истории древнего мира при изучении основных дат надо предлагать пятиклассни­ кам решение хронологических задач по аналогии с приведенными выше вопросами и заданиями. В последующих классах с опорой на приобретенный опыт у учащих­ ся развиваются боле сложные умения, в частности: • умение устанавливать синхронные связи изучаемых событий, яв­ лений; 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz