Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
в виде «родословного древа» или обычной родословной схемы. Важно, чтобы ученики «оживили» составленную схему биографическими сведе ниями о жизни родственников. Образцы составления родословных схем должны быть продемонстрированы учителем. Незаменимым пособием при изучении хронологии и создании вре менных представлений школьников служит «лента времени». Это нагляд ное пособие зрительно подкрепляет ощущение необратимости и протя женности исторического времени, служит наглядной опорой для закрепле ния хронологических умений. Наряду с «лентой времени» в рабочих тет радях можно изобразить « реку времени », по которой плывут даты- кораблики, а по берегам обозначены века и силуэты-аппликации наиболее ярких фактов, памятников культуры, портреты выдающихся деятелей - представителей эпох. Таким образом, работа с хронологией на этапе исторической пропе девтики имеет исключительное значение для формирования опорных зна ний и умений, необходимых для развития временных представлений уча щихся при последующем систематическом изучении истории. Серьезные трудности в создании временных представлений возни кают при изучении истории древнего мира. Это объясняется необычайной длительностью и отдаленностью изу чаемого в данно^ курсе исторического периода, а также обратным счетом лет до нашей эры. Поэтому при изучении истории древнего мира особое внимание уделяется обучению учащихся правильному счету лет до нашей эры. В этом направлении нужна систематическая работа, основы для ко торой закладываются на специальном уроке «Счет лет в истории». В обра зовательных программах отводится специальный час времени на такой урок, а учебники, как правило, содержат материал для его проведения. На этом уроке главное внимание должно быть сосредоточено на объ яснении сущности летосчисления и логике счета лет до нашей эры. А именно, ребятам следует объяснить: -как в древности возник счет времени по суткам, месяцам, годам; -какие системы летоисчисления были у разных народов в древности; - как произошло деление исторического времени на «нашу эру» и нашей эры»; соответственно вводятся иразъясняются эти понятия. Для более доступного объяснения принципа обратного счета лет до нашей эры используется лента времени, на которой отмечено деление на «нашу эру» и «до нашей эры». Лента времени помогает детям как бы увидеть направление движе ния исторического времени и понять особенности обратного счета лет «до нашей эры». Зрительная опора помогает им понять, что историческое вре мя, необратимо двигаясь из глубины веков к нашим дням, до начала 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz