Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Сколько лет прошло от Ледового побоища до Куликовской битвы; от Куликов­ ской битвы до освобождения от ордынского ига? Сколько лет длилось событие? Какое событие из указанных было раньше, на сколько лет раньше? Какой город старше: Москва или Санкт-Петербург; Мурманск или Кола? Для создания представлений об исторической отдаленности собы­ тий следует задавать вопросы: Сколько лет назад это было? Какое поко­ ление ваших предков могло быть свидетелями или участниками этих со­ бытий, жить в ту эпоху? Важную роль в создании представлений учащихся о глубине истори­ ческого времени играет составление своей родословной, так как позволяет на более близких примерах, через личностное восприятие истории своей семьи разделить историческое время на этапы, отрезки, уходящие вглубь веков: 1 этап (отрезок времени) - это прошлое самого ребенка, история его жизни; 2 этап - история родителей; 3 этап - история бабушек и дедушек. В рамках одного века можно проследить историю трех поколений. Далее пойдут более отдаленные этапы и отрезки времени - периоды жизни прадедов и т.д. В современных программах начального курса истории и истории России в основной школе предусмотрено знакомство учеников со своей родословной. Это не случайно. Составление родословной имеет не только образовательный, но и воспитательный, развивающий потенциал. Состав­ ляя родословную, дети узнают столько нового, удивительного и поучи­ тельного из истории своей семьи, что, нередко, усиливает их уважительное отношение к родным и близким. От удивления может зародиться интерес, а от интереса недалека дорога и к серьезному изучению истории. Учащие­ ся старшего школьного возраста нередко занимаются серьезными генеало­ гическими исследованиями. Начало такой работе может быть заложено уже в первом опыте составления родословной в рамках исторической про­ педевтики. Побуждая младших школьников к составлению родословной, можно озадачить детей вопросом: Какова глубина твоей родовой памяти? Не мешает напомнить, что на Руси по традиции было принято знать своих предков до седьмого колена, в противном случае человек слыл «Иваном, не помнящим своего родства». Организация такой работы - дело сложное и деликатное, так как предполагает включение в исследовательский процесс родителей, требует необычайного педагогического такта, прекрасного знания психологиче­ ских особенностей детей, их семейного положения. То есть составление родословной невозможно без индивидуального подхода к организации и предъявлению результатов учебно-исследовательской работы учащихся. Детям могут быть предложены разные варианты составления родословной: 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz