Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

учитель и на конкретных примерах объясняет логику счета. Для того что­ бы определить, к какому веку относится событие, произошедшее в 1700 году, надо посчитать, сколько полных веков (столетий) содержится в этой дате. В результате подсчета выяснится, что эта дата относится к XVII веку. Если событие произошло в 1703 году, то оно случилось уже в XVIII веке, так как в этой дате содержится полных 17 веков и 3 года сле­ дующего XVIII века. Постепенно ребята учатся определять по годам часть века и опери­ ровать понятиями «середина века», «начало», «1-я, 2-я половина века», «первая четверть», «первая, последняя треть века», «20-е, 30-е, 40-е го­ ды» и т.п. Все эти объяснения основываются на конкретном изучаемом материале и обязательно закрепляются системой упражнений и предлагае­ мых заданий. Учитывая, что у учеников младшего школьного возраста преоблада­ ет конкретно-образное мышление, работу надо проводить с опорой на ил­ люстративный материал: либо на иллюстрированные хронологические таблицы школьных учебников, либо на специально подготовленный ди­ дактический материал - карточки с датами событий. Комплекты заготов­ ленных карточек должны быть у учителя и каждого ученика. У ребят такой комплект создается постепенно по мере изучения материала и введения новых дат. Ребята могут проиллюстрировать карточки собственными ри­ сунками сюжетов или символических изображений событий, связанных с данной датой. Рисунок может быть помещен на обратной стороне карточ­ ки. Использование карточек с датами усиливает элемент игры и занима­ тельности, позволяет методически разнообразить работу с хронологиче­ скими компонентами урока, закрепить основные учебные действия с хро­ нологией. С помощью карточек ученики могут отобрать даты событий, отно­ сящиеся к одному веку; восстановить последовательность событий, соста­ вив их хронологический ряд; отобрать даты событий, произошедших в первой (второй) половине любого века; «оживить» дату описанием собы­ тия, связанного с ней и т.п. Все это в практической деятельности закрепля­ ет основное умение определять по дате события век, соотносить изучаемые события с веком. Самой трудной задачей для детей младшего школьного возраста яв­ ляется восприятие времени, ощущение протяженности и отдаленности исторического времени. Это объясняется психологией ребенка, которой не присуще историческое сознание, понимание временной протяженности со­ бытий, масштаба исторического времени. Для создания представлений о протяженности исторического вре­ мени следует постоянно связывать вновь изучаемые даты событий с ра­ нее изученными. Этому способствуют вопросы такого типа: 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz