Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
нейших событий отечественной и всеобщей истории; осуществлять син хронизацию событий отечественной и всеобщей истории. Знания и умения работать с хронологией формируются у учащихся на протяжении всех лет обучения в основной школе. В организации учеб ной работы необходимо соблюдать последовательность выдвижения тре бований и учитывать специфику хронологических умений значимых для усвоения содержания изучаемого курса истории. Важное место в работе с хронологией занимает историческая пропе девтика. Именно в рамках исторической пропедевтики начинается форми рование элементарных представлений об историческом времени и озна комление школьников с основными хронологическими понятиями и уме ниями. Уже в начальном курсе истории учащимся нужно дать: - понятие о времени, единицах измерения исторического времени (год, век, тысячелетие); - научить их соотносить год события с веком, устанавливать по следовательность изучаемых событий (раньше, позже), длительность их по датам. Усвоение единиц исторического времени не составляет для младших школьников большого труда. Они изучают естествознание, математику, окружающий мир и через эти предметы уже получают представление о единицах времени. Кроме того, они имеют небольшой, но практический опыт повседневной жизни, связанный с ориентацией во времени. Поэтому на первых уроках истории надо провести диагностику име ющихся временных представлений и систематизировать знания учащихся о единицах измерения времени. Особое внимание следует обратить на те категории, которыми придется оперировать для измерения исторического времени. Подобная работа может быть проведена разными способами. Приве дем для иллюстрации эффективный методический прием из опыта работы мурманской учительницы Соколовой Татьяны Евгеньевны.2 В беседе с учениками, уточняя их представления о единицах измерения времени, она обращает внимание на то, что все, что нас окружает, имеет свои единицы измерения. Ребята называют известные им меры веса - грамм, килограмм, центнер, тонна и другие. Вспоминают меры длины для измерения расстоя ний (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр и т.д.). «А какими 1Сборник Нормативных документов. История. /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008, С. 20; Л.Н.Апексашкина. Концепция исторического образования в сред ней школе. /Преподавание истории и обществознания в школе, 2009, №6, С.25; Стан дарты второго поколения. Примерная программа основного общего образования по истории. / Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, №1, С. 15. Соколова Т.Е. История - это интересно. Из опыта работы учителя. —Обнинск: Духов ное возрождение, 1998, С. 58-61. 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz