Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

нейших событий отечественной и всеобщей истории; осуществлять син­ хронизацию событий отечественной и всеобщей истории. Знания и умения работать с хронологией формируются у учащихся на протяжении всех лет обучения в основной школе. В организации учеб­ ной работы необходимо соблюдать последовательность выдвижения тре­ бований и учитывать специфику хронологических умений значимых для усвоения содержания изучаемого курса истории. Важное место в работе с хронологией занимает историческая пропе­ девтика. Именно в рамках исторической пропедевтики начинается форми­ рование элементарных представлений об историческом времени и озна­ комление школьников с основными хронологическими понятиями и уме­ ниями. Уже в начальном курсе истории учащимся нужно дать: - понятие о времени, единицах измерения исторического времени (год, век, тысячелетие); - научить их соотносить год события с веком, устанавливать по­ следовательность изучаемых событий (раньше, позже), длительность их по датам. Усвоение единиц исторического времени не составляет для младших школьников большого труда. Они изучают естествознание, математику, окружающий мир и через эти предметы уже получают представление о единицах времени. Кроме того, они имеют небольшой, но практический опыт повседневной жизни, связанный с ориентацией во времени. Поэтому на первых уроках истории надо провести диагностику име­ ющихся временных представлений и систематизировать знания учащихся о единицах измерения времени. Особое внимание следует обратить на те категории, которыми придется оперировать для измерения исторического времени. Подобная работа может быть проведена разными способами. Приве­ дем для иллюстрации эффективный методический прием из опыта работы мурманской учительницы Соколовой Татьяны Евгеньевны.2 В беседе с учениками, уточняя их представления о единицах измерения времени, она обращает внимание на то, что все, что нас окружает, имеет свои единицы измерения. Ребята называют известные им меры веса - грамм, килограмм, центнер, тонна и другие. Вспоминают меры длины для измерения расстоя­ ний (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр и т.д.). «А какими 1Сборник Нормативных документов. История. /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008, С. 20; Л.Н.Апексашкина. Концепция исторического образования в сред­ ней школе. /Преподавание истории и обществознания в школе, 2009, №6, С.25; Стан­ дарты второго поколения. Примерная программа основного общего образования по истории. / Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, №1, С. 15. Соколова Т.Е. История - это интересно. Из опыта работы учителя. —Обнинск: Духов­ ное возрождение, 1998, С. 58-61. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz