Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Например, в теме «Великие географические открытия» встречается множество дат, связанных с экспедициями и плаваниями путешественни­ ков. Их знание проверяется в процессе изучения периода раннего Нового времени. Однако после окончания школы редкий человек, не увлекающий­ ся и не занимающийся специально историей, вспомнит и назовет все эти даты. Вместе с тем, оперирование данными фактами и датами в учебном процессе позволяет не только уяснить, что эпоха Великих географических открытий охватывает время с конца XV до середины XVII веков, но и осо­ знать величие сделанных открытий по их воздействию на мировое разви­ тие. Знание указанных хронологических рамок (конец XV- cep.XVII вв.) такого значительного в истории человечества явления, как Великие гео­ графические открытия, вполне достаточно для общего исторического представления и образования. Таким образом, и основные, и вспомогательные даты важны не только как элементы исторических знаний, но, прежде всего, как объек­ тивная основа для рассмотрения хода истории, для создания более точ­ ных временных исторических представлений учащихся. Следовательно, даты нужно не только знать, но и уметь пользовать­ ся ими как инструментом в познании истории. Именно поэтому актуаль­ ной является задача формирования базовых хронологических умений уча­ щихся. Эти умения развиваются и закрепляются у учащихся постепенно, начиная с исторической пропедевтики и на протяжении всех последующих лет обучения в основной школе. Основными умениями работы с хроноло­ гией ученики должны овладеть к окончанию основной школы. Рассмотрим методическую канву и специфику работы с хроноло­ гией на разных этапах обучения истории. 2.2. Требования к уровню хронологических знаний и умений у щихся. Специфика работы с хронологией на разных этапах изучения истории. Общие требования к уровню хронологических знаний и умений учащихся сформулированы в нормативных документах: государственном образовательном стандарте, примерных образовательных программах по истории, концепции исторического образования в средней школе. В ука­ занных документах определена следующая совокупность хронологических знаний и умений, которыми должны овладеть ученики результате изучения истории в основной школе: знать основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; указывать даты, хронологические рамки и периоды важнейших событий и ключевых про­ цессов отечественной и всеобщей истории; соотносить исторические со­ бытия во времени, соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важ­ 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz