Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Например, в теме «Великие географические открытия» встречается множество дат, связанных с экспедициями и плаваниями путешественни ков. Их знание проверяется в процессе изучения периода раннего Нового времени. Однако после окончания школы редкий человек, не увлекающий ся и не занимающийся специально историей, вспомнит и назовет все эти даты. Вместе с тем, оперирование данными фактами и датами в учебном процессе позволяет не только уяснить, что эпоха Великих географических открытий охватывает время с конца XV до середины XVII веков, но и осо знать величие сделанных открытий по их воздействию на мировое разви тие. Знание указанных хронологических рамок (конец XV- cep.XVII вв.) такого значительного в истории человечества явления, как Великие гео графические открытия, вполне достаточно для общего исторического представления и образования. Таким образом, и основные, и вспомогательные даты важны не только как элементы исторических знаний, но, прежде всего, как объек тивная основа для рассмотрения хода истории, для создания более точ ных временных исторических представлений учащихся. Следовательно, даты нужно не только знать, но и уметь пользовать ся ими как инструментом в познании истории. Именно поэтому актуаль ной является задача формирования базовых хронологических умений уча щихся. Эти умения развиваются и закрепляются у учащихся постепенно, начиная с исторической пропедевтики и на протяжении всех последующих лет обучения в основной школе. Основными умениями работы с хроноло гией ученики должны овладеть к окончанию основной школы. Рассмотрим методическую канву и специфику работы с хроноло гией на разных этапах обучения истории. 2.2. Требования к уровню хронологических знаний и умений у щихся. Специфика работы с хронологией на разных этапах изучения истории. Общие требования к уровню хронологических знаний и умений учащихся сформулированы в нормативных документах: государственном образовательном стандарте, примерных образовательных программах по истории, концепции исторического образования в средней школе. В ука занных документах определена следующая совокупность хронологических знаний и умений, которыми должны овладеть ученики результате изучения истории в основной школе: знать основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; указывать даты, хронологические рамки и периоды важнейших событий и ключевых про цессов отечественной и всеобщей истории; соотносить исторические со бытия во времени, соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важ 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz