Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
В-третьих, даты выполняют систематизирующую роль в изучении фактов. Они позволяют установить последовательность, длительность, периодизацию исторических явлений и процессов. «...Хронологические даты являются своего рода вехами, которые мы расставляем на историче ском пути, и которые помогают нам видеть направление исторического процесса» - так образно подчеркивал систематизирующую роль дат уче ный-методист А.А.Стражев. Таким образом, хронология важна и необходима для общего и науч ного познания истории. Не следует забывать и о том, что хронологические знания учащихся подвергаются серьезной итоговой проверке в рамках ЕГЭ по истории. За годы изучения истории в школьный оборот вводится много дат. При этом не следует добиваться «зазубривания» всех дат и прочного их усвоения в одинаковой степени. Даты неразрывно связаны с фактами истории и точно также как фак ты, в школьном обучении даты условно можно разделить на основные и вспомогательные. Есть даты, знание которых принципиально значимо в изучении и осмыслении истории, в гражданском воспитании школьников, осознании и понимании связи времен и поколений. Это даты важнейших событий, ставших переломными в истории человечества или своего Отечества; со бытий, явившихся «символами» истории и культуры народов мира; собы тий, знаменовавших «звездные часы истории». Эти события и даты стыдно не знать культурному образованному человеку, гражданину своего Отече ства. Такие даты и являются основными. Они должны быть прочно усвое ны учащимися со школьной скамьи. Круг основных дат сравнительно не велик, а состав их условен и бы вает исторически изменчив. Это нередко зависит от политической ситуа ции, от приоритетных задач школьного исторического образования на определенном этапе развития общества. В определении этого круга дат ис ключительную роль играет историческая эрудиция самого учителя, его гражданская позиция. Определенным ориентиром в выборе основных дат могут служить сводные хронологические таблицы на форзацах школьных учебников истории. Значительно больше дат вспомогательных, которые выполняют роль опорных дат при изучении отдельных школьных курсов и периодов исто рии. Такие даты могут сохраняться в памяти учащихся на протяжении изу чения соответствующего курса истории, раздела или учебной темы. Они исключительно важны для понимания исторической логики развития со бытий, процессов, их периодизации. Выполнив свою познавательную и си стематизирующую роль, эти даты могут быть забыты без особого ущерба для общего исторического образования. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz