Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

тину прошлого, постараться приблизить факт к сознанию и воображению ученика. Именно поэтому, при изучении фактов нужен яркий, образный рассказ, живое и точное описание событий, привлечение иллюстративного материала для визуального восприятия и подкрепления словесных образов. Для создания исторически достоверных представлений исключительное значение имеет использование документальной наглядности —фотографий, рисунков современников событий, копий и научных реконструкций пред­ метов старины, вещественных памятников прошлого. Создание исторических образов обусловлено индивидуальными пси­ хологическими особенностями восприятия исторического материала. Ис­ торические представления школьников индивидуальны —восприятие деть­ ми излагаемого учителем рассказа или описания идет по-разному. Оно за­ висит и от типа восприятия информации, и от типа памяти, и от качества ранее полученных знаний. Так, у одних детей преобладает аналитический тип восприятия информации. В описании или рассказе они улавливают де­ тали, подробности, но могут затрудняться в обобщении, выделении основ­ ного смысла информации. У других детей развит синтетический тип вос­ приятия учебного материала. Эти ученики склонны к обобщенному вос­ приятию информации, они легко схватывают общую канву событий, одна­ ко могут упустить детали, важные признаки явлений. У кого-то доминиру­ ет логическая память (для них важны логические переходы, связки между частями повествования). Кто-то обладает преимущественно слуховой или образной памятью. Одним словом, повествование учителя воспринимается каждым учеником по-своему, индивидуально и исторические представле­ ния школьников об одном и том же событии могут быть неоднородны. Особенно опасно, когда они оказываются неточными или искаженными, исторически недостоверными. Поэтому исторические представления сле­ дует держать под контролем и при проверке знаний включать задания на описание событий и изучаемых исторических объектов. Для развития во­ ображения школьников важно предлагать творческие исторические сочи­ нения от имени воображаемых участников событий или современников изучаемой эпохи. По таким сочинениям можно проверить, как ученики, воображая картины прошлого, соблюдают исторические реалии. Контролировать исторические представления школьников важно и потому, что дети младшего и среднего школьного возраста склонны к мо­ дернизации (осовремениванию) прошлого. Это может проявиться в подмене исторической терминологии совре­ менными словами и выражениями (полати - кровати; всероссийский ры­ нок - как базар, место, где торгуют товарами; стрелец - солдат и др.). Модернизация исторических представлений может проявляться так­ же в склонности детей судить о прошлом с позиций сегодняшнего дня, пе­ реносить ценности и нормы жизни современного общества на иные исто­ рические эпохи. Поэтому к употребляемым учащимися словам, выражени­ 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz