Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
тину прошлого, постараться приблизить факт к сознанию и воображению ученика. Именно поэтому, при изучении фактов нужен яркий, образный рассказ, живое и точное описание событий, привлечение иллюстративного материала для визуального восприятия и подкрепления словесных образов. Для создания исторически достоверных представлений исключительное значение имеет использование документальной наглядности —фотографий, рисунков современников событий, копий и научных реконструкций пред метов старины, вещественных памятников прошлого. Создание исторических образов обусловлено индивидуальными пси хологическими особенностями восприятия исторического материала. Ис торические представления школьников индивидуальны —восприятие деть ми излагаемого учителем рассказа или описания идет по-разному. Оно за висит и от типа восприятия информации, и от типа памяти, и от качества ранее полученных знаний. Так, у одних детей преобладает аналитический тип восприятия информации. В описании или рассказе они улавливают де тали, подробности, но могут затрудняться в обобщении, выделении основ ного смысла информации. У других детей развит синтетический тип вос приятия учебного материала. Эти ученики склонны к обобщенному вос приятию информации, они легко схватывают общую канву событий, одна ко могут упустить детали, важные признаки явлений. У кого-то доминиру ет логическая память (для них важны логические переходы, связки между частями повествования). Кто-то обладает преимущественно слуховой или образной памятью. Одним словом, повествование учителя воспринимается каждым учеником по-своему, индивидуально и исторические представле ния школьников об одном и том же событии могут быть неоднородны. Особенно опасно, когда они оказываются неточными или искаженными, исторически недостоверными. Поэтому исторические представления сле дует держать под контролем и при проверке знаний включать задания на описание событий и изучаемых исторических объектов. Для развития во ображения школьников важно предлагать творческие исторические сочи нения от имени воображаемых участников событий или современников изучаемой эпохи. По таким сочинениям можно проверить, как ученики, воображая картины прошлого, соблюдают исторические реалии. Контролировать исторические представления школьников важно и потому, что дети младшего и среднего школьного возраста склонны к мо дернизации (осовремениванию) прошлого. Это может проявиться в подмене исторической терминологии совре менными словами и выражениями (полати - кровати; всероссийский ры нок - как базар, место, где торгуют товарами; стрелец - солдат и др.). Модернизация исторических представлений может проявляться так же в склонности детей судить о прошлом с позиций сегодняшнего дня, пе реносить ценности и нормы жизни современного общества на иные исто рические эпохи. Поэтому к употребляемым учащимися словам, выражени 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz