Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

1. Виды и роль исторических представлений. Особенности работы над историческими представлениями. На базе изучаемых фактов у учащихся создаются исторические пред­ ставления. Исторические представления - это мысленные образы, картины прошлого. По существу - это первый шаг, первая ступенька исторического познания. Это та основа, на которой формируются все единицы историче­ ского знания, идет развитие и воспитание ученика. Конкретные факты и исторические представления содержат большой воспитательный и эмоциональный заряд, так как именно они обеспечива­ ют изучение «живой истории», восприятие ее в лицах и образах прошлого. При изучении фактов учитель может проявить собственное отноше­ ние к прошлому, всколыхнуть чувства учеников, вызвать эмоциональные переживания, что очень важно для осмысления и личного чувственного восприятия изучаемого материала. Еще древний мыслитель Гельвеций утверждал, что «мысль входит в сознание вратами чувств». Задача создания точных исторических представлений у учащихся наиболее актуальна при изучении истории в начальной школе, где осу­ ществляется историческая пропедевтика и в основной школе, где в 5-9 классах закладывается фундамент исторических знаний и осуществляется базовое историческое образование. Здесь нужно обеспечить хорошее си прочное знание основных исторических фактов, чтобы на ступени полного среднего общего образования в старших классах можно было успешно ре­ шать задачи углубленного теоретического изучения и осмысления исто­ рии. В процессе изучения истории ведется работа над созданием истори­ чески представлений трех видов: 1. Представления о разнообразных фактах истории, людях и образе жизни людей в разные эпохи. 2. Представления об историческом времени (временные представле­ ния) 3. Представления об историческом пространстве (пространственные представления). Работа над историческими представлениями имеет определенные особенности. Первая особенность обусловлена тем, что изучаемые события про­ шлого необратимы, они не могут быть восприняты учениками непосред­ ственно. Ученики не могут увидеть Нильскую долину в древности, наблюдать бои гладиаторов, услышать древнегреческого оратора, побы­ вать в приказной избе XVII века, на заседании Земского собора и т.д.). Со­ здание соответствующих представлений требует активной работы во­ ображения школьников. Задача учителя, активизируя воображение, по­ мочь ученику более точно воссоздать былые события, как бы увидеть кар­ 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz