Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
1. Виды и роль исторических представлений. Особенности работы над историческими представлениями. На базе изучаемых фактов у учащихся создаются исторические пред ставления. Исторические представления - это мысленные образы, картины прошлого. По существу - это первый шаг, первая ступенька исторического познания. Это та основа, на которой формируются все единицы историче ского знания, идет развитие и воспитание ученика. Конкретные факты и исторические представления содержат большой воспитательный и эмоциональный заряд, так как именно они обеспечива ют изучение «живой истории», восприятие ее в лицах и образах прошлого. При изучении фактов учитель может проявить собственное отноше ние к прошлому, всколыхнуть чувства учеников, вызвать эмоциональные переживания, что очень важно для осмысления и личного чувственного восприятия изучаемого материала. Еще древний мыслитель Гельвеций утверждал, что «мысль входит в сознание вратами чувств». Задача создания точных исторических представлений у учащихся наиболее актуальна при изучении истории в начальной школе, где осу ществляется историческая пропедевтика и в основной школе, где в 5-9 классах закладывается фундамент исторических знаний и осуществляется базовое историческое образование. Здесь нужно обеспечить хорошее си прочное знание основных исторических фактов, чтобы на ступени полного среднего общего образования в старших классах можно было успешно ре шать задачи углубленного теоретического изучения и осмысления исто рии. В процессе изучения истории ведется работа над созданием истори чески представлений трех видов: 1. Представления о разнообразных фактах истории, людях и образе жизни людей в разные эпохи. 2. Представления об историческом времени (временные представле ния) 3. Представления об историческом пространстве (пространственные представления). Работа над историческими представлениями имеет определенные особенности. Первая особенность обусловлена тем, что изучаемые события про шлого необратимы, они не могут быть восприняты учениками непосред ственно. Ученики не могут увидеть Нильскую долину в древности, наблюдать бои гладиаторов, услышать древнегреческого оратора, побы вать в приказной избе XVII века, на заседании Земского собора и т.д.). Со здание соответствующих представлений требует активной работы во ображения школьников. Задача учителя, активизируя воображение, по мочь ученику более точно воссоздать былые события, как бы увидеть кар 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz