Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Типовая таблица Структурно-функционального анализа содержанияучебного материала. Главные струк­ турные компоненты учебного материала Результаты эмпирического изучения главных фактов Результаты теоре­ тического изучения учебного материала. 1. Какие главные факты выделяются. По­ чему они главные? 2. Какие второсте­ пенные факты привле­ каются? 3. Какие теорети­ ческие выводы, поло­ жения, обобщения должны быть усвоены? 4. Какие связи надо привлечь для осмысления главного? 5. Какие знания о приемах работы и спо­ собах действий с исто­ рическим материалом необходимо предвари­ тельно ввести или акту­ ализировать? Какие можно создать исто­ рические образы? Как они влияют на создание исторических образов и представлений, на развитие наглядно-образного мышле­ ния? Можно ли вызвать эмоцио­ нальное сопереживание? Ка­ кое? Какое влияние окажут взаи­ мосвязи фактов на развитие воссоздающего и творческо­ го воображения? Каково значение теоретиче­ ских знаний о приемах рабо­ ты для усвоения главного фактического материала? Какие исторические понятия, мировоз­ зренческие идеи фор­ мируются на базе главных и второсте­ пенных фактов? Какие теоретические сведения, ценност­ ные ориентиры, суж­ дения получают уче­ ники? Формированию, ка­ ких взглядов и убеж­ дений способствуют изучаемые факты? Какие качества логи­ ческого и историче­ ского мышления формируются? Осмыслению, каких теоретических выво­ дов и обобщений по теме урока способ­ ствует включение вы­ бранных приемов ра­ боты и знаний о них? 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz