Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
ных взаимосвязей изучаемых фактов, направленных на осмысление исто рии. Изучая разнообразные факты, учащиеся также должны увидеть и по нять целостную систему.скрепляющих общество отношений - экономиче ских, политических, социальных, этнических, нравственно-этических, идеологических, культурологических и т.д. Исторические понятия —стержневой элемент теоретических знаний. Исторические понятия - это осознанные, обобщенные и систематизиро ванные знания учащихся о связях, отношениях и существенных признаках изучаемых исторических явлений. По степени обобщенности в понятиях исторических явлений выде ляют три группы понятий:- частно-исторические, общеисторические, социологические. Частно-исторические понятия - отражают специфическое (особен ное) содержание истории отдельных стран и народов в различные периоды исторического развития (фараон, рекрут, стрельцы, перестройка). Общеисторические понятия - отражают общие существенные черты и явления в истории разных народов и государств в определенную истори ческую эпоху (крепостное право, барщина, оброк, модернизация, буржуаз ная революция, колониализм). Социологические понятия —отражают наиболее общие исторические связи, отношения и закономерности общественного исторического разви тия (государство, революция, культура, производительные силы, цивили зация). Теоретические знания формируются на базе фактического материала и способствуют раскрытию и более глубокому пониманию сущности изу чаемых фактов. Особое место в системе теоретических знаний занимают знания об исторической науке. Они включают в себя сведения о том, что изучает наука история, о различных исторических источниках, вспомогательных исторических дисциплинах, доступных методах исторического познания, выдающихся ученых - историках, дискуссионных вопросах истории и раз личных точках зрения на них и т.п. Эти содержательные компоненты, к сожалению, слабо представлены на страницах школьных учебников исто рии. Третий специфический блок в структуре исторических знаний школьников - знания о способах действий с историческим материалом. Включение этого блока в систему исторических знаний школьников обу словлено требованиями дидактики и педагогической психологии. Для активного восприятия, осмысления исторического материала и применения полученных знаний ученики должны знать: - какие приемы работы с историческим материалом могут быть пользованы (анализ, сравнение, объяснение, оценка и т.п.); 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz