Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Историческое время включает знания о годах, веках, тысячелетиях, эпохах, периодизации событий и процессов. Ученики должны давать ответ на вопрос: Когда это было? Немаловажно, чтобы изучаемые факты были не только локализованы во времени, но и осмыслены с учетом своеобразия исторического времени. Исторические факты должны быть локализованы и в пространстве. Историческое пространство включает знания исторической карты мира и России, ее динамики. В логике исторического пространства учени­ ки должны: * знать, где происходило историческое событие или протекал исто­ рический процесс; * понимать влияние географической среды (условий) на историче­ ский процесс; * иметь знания и представления о динамике географических, эколо­ гических, этнических, социальных, геополитических условий развития че­ ловека и общества; * иметь представления об изменениях карты мира на протяжении ис­ торического времени; * получить знание исторической топографии, представление о гео­ политическом положении цивилизаций и государств. Наконец изучаемые факты должны отражать историческое дви­ жение. Ученикам надо помочь «увидеть» динамику развития самого чело­ века и различных сторон жизни человеческого общества в разные истори­ ческие эпохи. Все выше сказанное показывает структурное многообразие фактиче­ ского материала, которым овладевают ученики при изучении истории. Факты - основа исторических знаний. Их изучение создает живую картину прошлого, помогает приблизить учеников к реалиям прошлого, значительно усиливает эмоциональный фон урока. Но при всей важности фактического материала, школьное изучение истории нельзя сводить толь­ ко к восприятию событий и деятелей. Важно привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процес­ сов, будить стремление докапываться до сути событий и явлений. Анализ и объяснение фактов - путь к логическому пониманию исто­ рии и осмысленному усвоению теоретических знаний. Основы теоретических знаний - второй блок в системе исторических знаний школьников. Основными компонентами теоретических знаний яв­ ляются: - исторические связи и отношения - исторические понятия - знания об исторической науке. Исторические связи предполагают установление учениками времен­ ных, локальных пространственных, причинно-следственных и закономер­ 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz