Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
важные для понимания исторического процесса, помочь учащимся увидеть и проследить причинно-следственные связи между ними; позаботиться о том, чтобы ранее изученный существенный материал не забылся на после дующих уроках, где продолжается изучение исторического процесса, а в завершении - обобщить, систематизировать разрозненные знания, объеди нив их в целостную картину исторического процесса. Таким образом, изучение фактического материала требует вос хождения знаний учеников от отдельного яркого факта к явлениям и ис торическим процессам, помогающим увидеть и прочувствовать истори ческое движение общества. Следует помнить, что в условиях гуманизации содержания истори ческого образования значительное внимание должно быть уделено фактам деятельности человека с его потребностями, мотивами поступков, услови ями жизнедеятельности и быта. Необходимо отметить, что в истории человечества нет малозначи тельных фактов, событий, периодов - все является предметом изучения исторической науки и заслуживает внимание историка - исследователя. Однако в школьных курсах нет возможности, да и необходимости, изучать в равной степени все исторические факты. Для школьного изуче ния осуществляется очень жесткий отбор фактов. В этой связи выделяются главные факты (объекты прочного усвоения) и второстепенные факты. Главные факты —это факты, заключающие наиболее значимый об разовательный, научный, развивающий и воспитательный потенциал. Это факты, которые отражают наиболее существенное содержание изучаемой темы. Главные факты неслучайно называют «объектами прочного усвое ния», - они должны надолго сохраниться в памяти учеников. С этой целью должны быть использованы различные методы и средства обучения. Второстепенные (неглавные) факты выполняют вспомогательную роль, служат установлению преемственности между основными фактами, конкретизируют, уточняют, аргументируют, облегчают понимание. Изучение неглавных второстепенных фактов не должно отнимать много времени на уроке. Таким образом, планируя урок, важно вычленять основной и вспомо гательный фактический материал, распределять время так, чтобы обеспе чить усвоение главного материала уже на уроке. В системе исторических фактов выделяют также факты простые и сложные, статичные и динамичные. Завершая характеристику первого блока исторических знаний, особо подчеркнем, что в соответствии с логикой исторического познания учени ки должны знать, представлять и воспринимать факты истории во вре мени, в пространстве и в динамике исторического движения. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz