Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Факты - события составляют абсолютное большинство изучаемых фактов и отличаются своей неповторимостью и уникальностью. ( Ледовое побоище, Саламинская битва, Крещение Руси, августовский путч 1991 г., полет Юрия Гагарина в космос и т.п.) По большому счету, любой исторический факт уникален, но все же в их ряду можно выделить аналогичные, повторяющиеся факты истории. Например, Греко-персидские войны, Пунические войны, Северная война, Русско-турецкие войны, Великая Отечественная война - все эти факты от ражают уникальные события в истории разных времен и народов и в то же время —они свидетельства аналогичного, к сожалению, повторяющегося в истории человечества явления — кровопролитных войн. Можно взять для примера также многочисленные факты социальных, национально- освободительных движений, революций, свершавшихся в истории многих народов. При всем многообразии причин, хода, участников, результатов, времени свершения, они имеют общие черты. Все эти факты относятся к группе исторических явлений. Цепи исторических фактов, связанных во времени причинами и следствиями, составляют исторические процессы. Подумайте, почему в организации урока истории важно учитывать, с какой группой фактов идет работа в каждом конкретном случае? Содержание и характер изучаемого фактического материала влияет на методику их изучения. Так, при изучении фактов-событий важно создать в представлениях учеников конкретную образную картину происходящего, включая по необходимости детализированное описание ярких сюжетов, важных эпи зодов события. Конкретному факту должно соответствовать конкретное историческое представление, созданное путем описания или рассказа о нем. При изучении типичных фактов-явлений, помимо конкретного пред ставления требуется сравнение, сопоставление, выявление общего и осо бенного. Изучение исторических процессов - еще более сложное дело, требу ющее значительного учебного времени. Знания о каком-либо историче ском процессе (образование централизованных государств, закрепощение крестьян на Руси, процесс модернизации и т.п.) формируются через систе му взаимосвязанных уроках в рамках целой учебной темы или даже разде ла. Чтобы понять сущность исторического процесса, надо хорошо знать конкретные факты, его отражающие, видеть историческую взаимосвязь этих фактов. Планируя изучение материала, связанного с раскрытием ис торического процесса, учителю надо «разложить» учебный материал на составляющие части, а именно: выделить основные факты, принципиально 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz