Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
тине. Однако по многим вопросам истории существуют различные толко вания, интерпретации, реконструкции событий. Поскольку историческая наука содержит, с одной стороны, объек тивную информацию о прошлом и конкретных событиях, а с другой, - субъективное толкование и восприятие этих событий, то, соответственно, выделяют объективизированные и субъективизированные компоненты исторических знаний. К объективизированным компонентам относятся: достоверные, точ но установленные факты истории, точные исторические даты, места собы тий, имена участников. Эти знания, как правило, однозначны и конкретны. В субъективизированных компонентах знаний отражаются трактов ки событий и фактов, их оценки, выводы и обобщения, личное отношение к ним. В процессе изучения предмета школьники получают представление о неоднозначности, множественности смыслов исторических фактов и явле ний, об относительности любой односторонней оценки. Именно на мате риале истории учащиеся получают широкие возможности для сопоставле ния различных подходов и оценок, приобретения опыта самоопределения и обоснования собственной позиции. Специфика исторических знаний сказывается на методике изучения соответствующих вопросов и организации проверки указанных компонен тов знаний. Рассматривая исторические знания как систему, нужно представ лять ее структуру. Она достаточно сложна, включает многообразные еди ницы исторических знаний, каждая из которых занимает определенное ме сто в общей системе и выполняет свои функции. Охарактеризуем структурные компоненты исторических знаний школьников. Условно их можно сгруппировать в три крупных блока: ис торические факты, теоретические знания и знания о способах действий с историческим материалом. Основополагающей единицей исторического знания является исто рический факт. Без знания исторических фактов нет знания истории. Со временное преподавание истории ориентировано на изучение и осмысле ние конкретных исторических фактов (в отличие от 70-80-х годов прошло го века, когда наблюдался явный уклон в сторону теоретизирования исто рии). В изучаемом фактическом материале следует выделять три группы фактов-. 1. факты - события 2. факты - явления 3. факты - исторические процессы. Приведите собственные примеры каждой группы фактов и объясните их разли чия. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz