Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

тине. Однако по многим вопросам истории существуют различные толко­ вания, интерпретации, реконструкции событий. Поскольку историческая наука содержит, с одной стороны, объек­ тивную информацию о прошлом и конкретных событиях, а с другой, - субъективное толкование и восприятие этих событий, то, соответственно, выделяют объективизированные и субъективизированные компоненты исторических знаний. К объективизированным компонентам относятся: достоверные, точ­ но установленные факты истории, точные исторические даты, места собы­ тий, имена участников. Эти знания, как правило, однозначны и конкретны. В субъективизированных компонентах знаний отражаются трактов­ ки событий и фактов, их оценки, выводы и обобщения, личное отношение к ним. В процессе изучения предмета школьники получают представление о неоднозначности, множественности смыслов исторических фактов и явле­ ний, об относительности любой односторонней оценки. Именно на мате­ риале истории учащиеся получают широкие возможности для сопоставле­ ния различных подходов и оценок, приобретения опыта самоопределения и обоснования собственной позиции. Специфика исторических знаний сказывается на методике изучения соответствующих вопросов и организации проверки указанных компонен­ тов знаний. Рассматривая исторические знания как систему, нужно представ­ лять ее структуру. Она достаточно сложна, включает многообразные еди­ ницы исторических знаний, каждая из которых занимает определенное ме­ сто в общей системе и выполняет свои функции. Охарактеризуем структурные компоненты исторических знаний школьников. Условно их можно сгруппировать в три крупных блока: ис­ торические факты, теоретические знания и знания о способах действий с историческим материалом. Основополагающей единицей исторического знания является исто­ рический факт. Без знания исторических фактов нет знания истории. Со­ временное преподавание истории ориентировано на изучение и осмысле­ ние конкретных исторических фактов (в отличие от 70-80-х годов прошло­ го века, когда наблюдался явный уклон в сторону теоретизирования исто­ рии). В изучаемом фактическом материале следует выделять три группы фактов-. 1. факты - события 2. факты - явления 3. факты - исторические процессы. Приведите собственные примеры каждой группы фактов и объясните их разли­ чия. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz