Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Осознанность знаний личностью выражается в понимании связей различных компонентов исторических знаний и путей их получения, в уме­ нии доказывать установленные связи, объяснить принципы и механизмы их становления. Наиболее очевидным путем выражения осознанности зна­ ний является речь. Когда ученик излагает знания своими словами, сохра­ няя необходимые связи и обобщения, он проявляет осознанность знаний. Выражением осознанности знаний средствами речи является также рацио­ нальная группировка и систематизация знаний при ответе на поставленный вопрос учителя. Осознанность, безусловно, проявляется в самостоятельном применении всей совокупности знаний в вариативных ситуациях по образ­ цу и в нестандартных ситуациях, требующих творческой деятельности. Прочность состоит в устойчивой фиксации в памяти системы су­ щественных знаний и способов их применения или в готовности вывести необходимые знания, основываясь на других опорных знаниях. Для обеспе­ чения прочности знаний существенным, если не решающим фактором, яв­ ляется положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, к учебному предмету и процессу познания. Интерес к учению - одно из важнейших условий прочности знаний. Все качества знаний личности формируются постепенно в опреде­ ленной последовательности и взаимосвязи. Каждое качество по мере свое­ го проявления придает знаниями специфические черты, дополняющие дру­ гие и совершенствующие их. Формированию полноценных исторических знаний учащихся спо­ собствует реализация деятельностного подхода в обучении. 3. Специфика и структура исторических знаний учащихся. Специфика исторических знаний вытекает из особенностей истори­ ческой науки. История имеет «несколько лиц». С одной стороны, история — это совокупность всех реальных событий (фактов) жизни человечества. Это объективная или канонизированная история. С другой стороны, история - это информация, извлеченная из раз­ личных исторических источников и истолкованная людьми. Это интер­ претация, то есть субъективная история. Научные труды, учебники, ху­ дожественная историческая литература - это все интерпретация истории. В основе общего исторического образования лежит вторая часть ис­ тории, а первая - канонизированная история входит в него малыми доза­ ми. История в большей своей части остается непознанной и неопреде­ ленной. Историческое знание почти никогда не может быть выражено как истина в последней инстанции. Безусловно, есть немало исторических фактов, по которым мнения ученых сходятся, и наши знания о них являют­ ся более точными, определенными, приближенными к исторической ис­ 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz