Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

разом, формирование систематичности тесно связано с обогащением со­ держания образования методологическими знаниями. Каждое знание несет в себе возможность своего применения. Чем больше способов и ситуаций применения конкретного знания знает чело­ век, тем его знание мобильнее, оперативнее. Оперативность - качество, характеризуемое числом ситуаций, в которых ученик может заведомо применить то или иное знание, или чис­ лом способов, которыми он может это знание применить. Оперативность знаний зависит от владения учащимся соответствующими учебными уме­ ниями и навыками и методологическими знаниями, включающими спосо­ бы различных действий. Применение знаний может осуществляться по об­ разцу, в знакомых ситуациях, и в новых незнакомых условиях - на творче­ ском уровне. Для того, чтобы оперативность была оптимальной, надо предъявлять учащимся множество вариативных ситуаций, в которых могут быть применены изучаемые знания. Гибкость знаний личности проявляется в готовности человека к са­ мостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуации или различных способов в одной и той же ситуации. Важно представлять различие между гибкостью и оперативностью знаний. Опера­ тивность предполагает точное знание способов применения для опреде­ ленных случаев и умение их реализовать в типичных ситуациях, а гибкость выражается в умении найти нужные в данный момент способы преобразо­ вания имеющихся знаний, комбинировать ряд известных способов в новый вид деятельности. Гибкость всегда предполагает оперативность, но опера­ тивность не обязательно отражает гибкость. Различны и источники этих качеств знаний. Оперативность порождена опытом осуществления спосо­ бов деятельности, навыками и умениями, уже усвоенными для определен­ ного ряда случаев или ситуаций. Гибкость порождена опытом творческой деятельности. Творческий поиск формирует гибкость знаний. Конкретность и обобщенность - неразрывные качества историче­ ских знаний. Процесс познания в любой форме предполагает с одной сто­ роны, конкретность, а с другой - обобщенность в виде системы конкрет­ ных знаний и образов. Обобщенность знаний проявляется в способности подвести конкретное знание под обобщенное. Конкретность историче­ ского знания предполагает показ частного факта или ряда фактов как проявление общего процесса, типичного явления. Свернутость и развернутость знаний состоят в способности лич­ ности, с одной стороны, выразить знание компактно, как некоторую уплотненную совокупность знаний, с другой - раскрыть систему шагов, ведущую к сжатию, свертыванию знаний. Свернутость знаний служит важным инструментом познания, является необходимым качеством, кото­ рое приобретается в процессе разностороннего применения знаний.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz