Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
И.Я.Лернер выделил отличительные характеристики полноценных исторических знаний учащихся. В их числе он выделил такие качества знаний: полнота, глубина, гибкость, прочность, конкретность, систематич ность, обобщенность, развернутость, свернутость, осознанность, оператив ность7. Полнота исторических знаний измеряется количеством минимально необходимых программных знаний об изучаемом объекте и предполагает усвоение совокупности различных видов знаний, отражающих содержа ние изучаемого объекта (факты, связи между ними и т.д.). Полнота - поня тие относительное, так как в каждой ступени обучения полнота знаний об одном и том же объекте различна. По мере обучения знания учащихся по изучаемым вопросам постоянно пополняются. Поэтому важно научить учеников отделять существенное от второстепенного в содержании изу ченного материала. Полнота знаний не совпадает с глубиной, так как полнота допускает изолированность исторических знаний друг от друга. Глубину знаний характеризует совокупность осознанных учащимися существенных связей между соотносимыми знаниями. Чем существеннее связи изучаемых фактов и явлений, чем больше они отражают сущность исторических явлений, тем больше глубина знаний. С полнотой и глубиной непосредственно связана систематичность и системность исторических знаний, так как осознание связей служит пред посылкой систематичности знаний. Систематичность знаний характеризуется осознанием состава со вокупности знаний, их иерархии и последовательности, то есть осознанием одних знаний как базовых для других при определенном заданном угле зрения на эту совокупность. Систематичность знаний учащегося проявля ется в изложении им материала в определенной последовательности: либо в той, которую задает учитель или учебник, либо в самостоятельно уста новленных связях между ранее усвоенными и новыми знаниями. Система тичность знаний учащихся тем больше, чем больший круг знаний они мо гут выстроить в последовательные ряды фактов и связей между ними. Если систематичность совокупности знаний вариативна, то систем ность знаний не зависит от того, в какой последовательности они будут выстроены. Системность является инвариантным качеством знаний. Си стемность предусматривает осознание личностью (учеником) знаний по их месту в структуре научной теории. Учащиеся должны получить основы методологических знаний: основных понятий, положений, категорий до ступных им научных теорий и соотносить получаемую историческую ин формацию с соответствующими теоретическими компонентами. Таким об 1Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»,- М.: Издательство «Знание», 1978, С. 13- 39. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz