Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Ориентировочная функция заключается в том, что исторические зна ния помогают ориентироваться в общественной жизни, окружающей дей ствительности, помогают человеку выстраивать свое поведение и деятель ность в обществе в соответствии с имеющимися знаниями и представлени ями. Оценочная функция проявляется в том, что исторические знания служат базой формирования личного отношения к объектам действитель ности.1 Достаточно широк круг прикладных функций исторических знаний. К ним относятся: • выработка социального самосознания (социально-исторической па мяти) различных общностей людей; • социальное воспитание; • историческая аргументация и опыт в сфере политической деятельно сти; • исторический опыт как основание для социального прогнозирова ния.2 Таким образом, исторические знания имеют широкое общественное значение. Они необходимы в жизни любому человеку. Неслучайно поэто му история относится к числу восьми обязательных базовых учебных предметов общеобразовательной школы. Даже в негуманитарных профи лях средней (полной) школы она изучается как обязательный базовый предмет. 2. Качества полноценных исторических знаний учащихся. Реализация указанных функций истории связана с получением каче ственного исторического образования. Повышение качества образования - актуальная проблема современности. В школьном обучении качество обра зования в значительной степени связано с формированием полноценных базовых знаний. Чем же характеризуются полноценные исторические зна ния? Какими они должны быть? За ответами на эти вопросы обратимся к рассуждениям доктора педагогических наук И.Я.Лернера.3 1Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». - М.: Издательство «Знание», 1978, С.10. Алексашкина J1.H. Концепция исторического образования в средней школе. /Преподавание истории и обществознания в школе, 2009, №6, С.20. Лернер Исаак Яковлевич (1917-1996) - крупнейший дидакт, действительный член РАО, член-корреспондент АПН СССР, практик и теоретик, развил теорию проблемно го обучения, раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения, обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опы ту, руководил разработкой теории построения современного школьного учебника. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz