Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
дачи. Анализируя результаты обучения, учитель имеет возможность кор ректировать и совершенствовать учебный процесс. Выявление результатов обучения осуществляется в процессе образо вательной диагностики. Она включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию де ятельности учителя и учащихся в процессе всего периода обучения. Таким образом, процесс обучения имеет свои внутренние законо мерности и они должны осознаваться учителем, учитываться в практиче ском преподавании предмета. Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Составьте логическую схему, отражающую взаимосвязь факторов и компонен тов процесса обучения истории. Задание 2. Приведите примеры, иллюстрирующие и подтверждающие взаимосвязь факто ров и компонентов процесса обучения истории. ЗаданиеЗ. Познакомьтесь с выдержками из проектов и определите, какая проблема была предметом острых педагогических споров и дискуссий в 1990-е годы. Почему именно она была в центре внимания? В каком направлении шли поиски новой парадигмы школьного исторического образования в Российской Федерации? Позиция какого ав торского коллектива Вам ближе и почему? 1. В последние годы кардинально трансформировалась иерархия целей и задач исторического образования, в которой ранее доминировала специфически пони маемая воспитательная ориентация (формирование коммунистического мировоззре ния). Сегодня задачами школьного исторического образования являются: развитие исторического мышления на базе материала, представленного в учеб ных пособиях; формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенден цией современного развития России и мира; воспитание современного исторического сознания и развития самостоятельного, персонифицированного мышления; восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей про шлого в их с вязи с настоящим; знакомство с основными концепциями и теориями, описывающими и объясня ющими развитие общества; формирование исторической грамотности на современном международном уровне; развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нрав ственной оценки деяний, поступков людей. (Безрогое В.Г. и др. Учебная литература по истории: современное состояние и перспективы. //История. -1997, № 11.). 2. Между тем в конце XX века профессиональному историку и професси ональному педагогу странно не понимать, что изучение прошлого не может и не долж- 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz