Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
В условиях традиционной классно-урочной системы этот тип обучения ре ализовать, в полном его смысле, трудно. Личностно-ориентированное обу чение предполагает разработку и внедрение нетрадиционных педагогиче ских технологий. Обозначенные факторы и компоненты учебного процесса в сово купности и каждый по-своему влияют на организацию процесса обучения, то есть на выбор доминирующего типа учебно-познавательной деятельно сти учеников, методов, приемов, средств, форм, технологий обучения и т.п. Иными словами, ответить на вопрос: Как учить? - можно лишь, зная, для чего? чему? и кого? следует учить. Именно ответы эти вопросы позволят осуществить выбор оптималь ных источников исторической информации для организации учебной ра боты учащихся на уроке, определить достаточную полноту и глубину со держания исторического материала урочной темы. Они помогут опреде литься в предпочтении воспроизводящей или творческо-поисковой позна вательной деятельности учеников на уроке, в выборе репродуктивных или продуктивных методов обучения, фронтальных, коллективных, групповых или индивидуальных форм организации работы с учащимися. Используя общие педагогические знания, попробуйте собственньми примерами проиллюстрировать зависимость способов организации обучения от целей, содержания и субъектов процесса обучения. с Венчают процесс обучения его результаты. Это также один из су щественных факторов учебного процесса. Результаты обучения отражают ответ на вопрос: Чему научили? Показателями результативности обучения являются не только коли чество и качество приобретенных знаний и умений учащимися, но и разви тие способностей учеников, приращение личностных качеств, умение осуществлять самооценку и рефлексию своей деятельности, нравственно ценностная составляющая личности ученика. Проблема критериев оценки качества и результативности образова ния сегодня стоит остро и до конца не решена. Современные требования к уровню исторической подготовки выпускников основной и средней школы определены в действующих и новых стандартах образования. Взаимосвязь результатов обучения с другими компонентами учебно го процесса вполне очевидна. Как был организован учебный процесс, в ка кой мере в его организации были учтены цель, содержание, познаватель ные возможности учеников, будут зависеть и результаты обучения. По ре зультатам обучения можно судить, достигнуты ли поставленные цели и за ресы, ценностные ориентации и субъективный опыт имеет возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz