Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

содержания урочной темы будут влиять субъективные факторы. Подумай­ те, какие? Безусловно, - это личностные и профессиональные качества учителя и познавательные возможности учеников. Учитель и ученики - главные субъекты учебного процесса. Целепо- лагание и отбор содержания обучения во многом определяется тем, кто учит и кто обучается. В планировании учебного процесса многое зависит от личностных и профессиональных качеств учителя. Чем опытнее и профессиональнее учитель, тем более точно и качественно он может определить цель обуче­ ния, осуществить отбор содержания. Однако качественное решение этих вопросов зависит не только от педагогического опыта. Опыт —дело наживное. И молодой учитель может успешно справиться с этими профес­ сиональными задачами, если хорошо узнает и поймет своих учеников, бу­ дет адекватно оценивать их познавательные возможности и запросы, моти­ вы учения. Знание и оценка познавательных возможностей учащихся - глав­ ное условие для постановки реально достижимых целей. Познавательные возможности определяются возрастом учеников, уровнем их обученности и обучаемости. Возрастные познавательные возможности учащихся одного класс­ ного коллектива примерно одинаковы. Но обученность учеников одного возраста в классе, как правило, не одинакова. Обученность - это степень сформированности знаний, умений, раз­ вития исторического мышления, памяти, воображения, речи. Обучен­ ность отражает индивидуальный образовательный результат конкретного ученика, который обусловлен многими обстоятельствами, в том числе личностно-психологическими особенностями обучающегося. Чем выше уровень обученности, тем выше и обучаемость ученика. Обучаемость —это восприимчивость к обучению; это индивидуаль­ ные показатели полноты, качества и скорости усвоения школьниками знаний, умений и навыков. Уровень обученности и обучаемости учащихся дает основание для условного деления класса на «сильных», «средних» и «слабых» учеников и осуществления дифференцированного подхода1 к обучению этих групп учащихся. По существу это условное деление не отражает в полной мере реального положения вещей. Поскольку показатели обученности и обуча­ емости сугубо индивидуальны для каждого ученика. Самым оптимальным для результативности может быть личностно-ориентированное обучение.2 1Дифференциация обучения - форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности различных групп учащихся, исходя из их познава­ тельных возможностей. 2Личностно-ориентированное обучение - такая организация образовательного процес­ са, при которой каждый ученик, опираясь на личные способности, склонности, инте­ 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz