Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
ние и формулировка цели и задач обучения - ответственное и непростое дело. К сожалению, в школьной практике на предметном уровне наблюда ется порой формальное отношение к данному фактору учебного процесса и недооценка важности этого первого шага в планировании урока. Начи нающим учителям важно накапливать опыт осознанного целеполагания. Не менее важно вовлекать учащихся в этот процесс, ибо образовательная продуктивность на конкретном этапе обучения существенно возрастает при активном участии учеников в определении и реализации поставленных целей и задач учебной деятельности. Цель и задачи определяют содержание обучения и отбор учебного исторического материала, то есть то, чему должны быть научены учащие ся, исходя из поставленных целей. Содержание обучения - второй важнейший фактор учебного про цесса. Современное содержание школьного исторического образования включает следующие компоненты: • систему исторических знаний (фактов, основных понятий и теорий, методологических и оценочных знаний и т.п.) которыми должны овладеть ученики. • систему умений и навыков учебного и интеллектуального труда • опыт самостоятельной творческой деятельности. • опыт самоопределения и эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям - личностного отношения к фактам прошлого и настоящего, существующим оценкам, точкам зрения и т.п. Все это является необходимой базой формирования ключевых обра зовательных компетенций и развития функциональной исторической гра мотности школьников. Как уже сказано, отбор содержания обучения осуществляется на всех уровнях образовательного процесса с учетом заявленных целей. Обя зательный содержательный минимум школьного исторического образова ния представлен в главном нормативном документе - Государственном об разовательном стандарте по истории. Предметное историческое содержа ние и перечень формируемых умений, навыков, компетенций учащихся на разных этапах обучения конкретизируется в примерных основных и рабо чих программах курсов всемирной и отечественной истории. Учитель, пользуясь действующими нормативными документами и программными материалами, в то же время сам каждодневно решает про блему целенаправленного отбора содержания урочной темы в ходе по урочного планирования. Помимо объективных обстоятельств - общих целей исторического образования, требований государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню исторической подготовки выпускников школы - на определение целей конкретного урока и отбор 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz