Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Как видим, спектр целевой направленности школьного обучения очень многообразен. Эффективность образовательного процесса определяется гармони­ ей и сбалансированностью целей разных уровней, в которых помимо ука­ занных аспектов должны быть учтены познавательные потребности учени­ ков, как участников образовательного процесса, и их родителей. Цель обучения - это своеобразная стратегия учебного процесса, в ней отражается прогнозируемый желаемый результат обучения. Для примера вспомним, как в примерной программе основного общего образо­ вания сформулирована цель изучения истории в современной школе: «Главная цель изучения истории в современной школе - образование, раз­ витие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления ис­ торического опыта своей страны и человечества в целом, активно и твор­ чески применяющей исторические знания в учебной и социальной дея­ тельности».1 Цель конкретизируется и раскрывается в системе задач обучения. Задачи обучения —это своеобразные шаги по достижению поставленной цели. Система задач обучения истории включает три взаимосвязанных компонента: образовательный, развивающий и воспитательный. Образовательные задачи связаны с освоением основного содержа- 0 ния курсов истории, формированием полноценных исторических знаний и универсальных умений учащихся. Развивающие задачи связаны с развитием личностных качеств уче­ ника: когнитивных (познавательных) и креативных (творческих) качеств личности, логического и исторического мышления школьников, предмет­ ных интеллектуальных умений и навыков самостоятельной работы с исто­ рическим материалом, развитием мыслительных операций, необходимых для получения и интерпретации достоверной исторической информации, формированием ключевых компетенций. Воспитательные задачи связаны с формированием нравственных ориентиров учащихся, их убеждений, взглядов, гуманистических жизнен­ ных ценностей, индивидуальных личностных качеств, то есть с тем, что сегодня принято называть важнейшими личностными результатами изуче­ ния истории. Таким образом, задачи общего исторического образования органиче­ ски увязываются с развитием личности учащегося, общественного созна­ ния и воспитания гражданственности. Комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач в учебном процессе определяется на всех уровнях целеполагания. Определе- 1Стандарты второго поколения. Примерная программа основного общего образования по истории. / Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, №1, С.11-12. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz