Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

вопросы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, эф­ фективно выстраивать учебный процесс. Рассмотрим ключевые факторы и компоненты учебного процесса, проследим их взаимосвязь. 2. Взаимосвязь основных факторов процесса обучения истории. Исходным фактором учебного процесса являются цели обучения. Осознание цели первостепенный акт любой человеческой деятельно­ сти. В педагогической деятельности она определяет весь ход процесса обучения. Поэтому цель обучения должна четко осознаваться каждым учителем и осознанно восприниматься учениками. В идеале - ученики вместе с учителем должны участвовать в определении цели конкретного урока или изучаемой темы. Почему это важно? Потому, что в целях за­ ключается ответ на вопрос: для чего осуществляется обучение? Для чего изучается данная тема? Для чего проводится урок? В прогрессе обучения реализуются цели различных уровней: Цели федерального уровня отражают государственный и социальный заказ общества на подготовку граждан, соответствующих потребностям и ценностям общества на данном этапе его развития. Они декларируются в государственном стандарте общего образования и конкретизируются в со­ провождающих нормативных документах Министерства образования РФ. В целях регионального уровня отражаются специфические потребно­ сти в подготовке выпускников общеобразовательных учреждений с учетом особенностей развития региона, на территории которого осуществляется образовательный процесс. Эти цели формулируются в региональных нор­ мативных актах и документах об образовании. Цели школьного уровня определяются с учетом типа учебного заве­ дения и условий развития школы. Они могут быть отражены в Уставах школ, внутренних локальных актах и документах образовательного учре­ ждения. В целях предметного уровня отражается специфика области знаний и ожидаемые результаты освоения конкретной учебной дисциплины. Эти цели определяются в государственных образовательных стандартах соот­ ветствующих областей знаний, а также в базисных учебных программах. Цели внутрипредметного уровня отражают предполагаемые резуль­ таты изучения отдельных курсов истории, разделов, учебных тем и кон­ кретных уроков. В обобщенном виде они формулируются в примерных образовательных программах по истории, а также в изданных методиче­ ских пособиях и рекомендациях по изучению школьных курсов истории. Цели этого уровня, безусловно, продумываются и конкретизируются лично учителем при перспективном и поурочном планировании изучаемых кур­ сов всеобщей и отечественной истории. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz