Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Источники: • Примерные программы по истории. / Сборник нормативных документов. История. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008. • Стандарты второго поколения. Примерная программа основного общего образования по истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, № № 1 - 6 . • Примерные программы по учебным предметам. История. 6-9 классы. Проект. - М.: Просвещение, 2010 Задание 2. Проведите анализ одного из учебников истории для основной школы (по выбо­ ру)- Схема анализа учебника истории. 1.Название учебника, его предназначение (тип общеобразовательного учрежде­ ния, класс), авторы. 2.Внешний вид - обложка, форзацы, приложения. 3.Аппарат ориентировки: - оглавление (структура учебника, ее соответствие основной программе по ис­ тории) - введение - справочный аппарат (сноски, хронологические таблицы, словарь историче­ ских терминов и т.п.) - способы выделения основного материала - объектов прочного усвоения ( шрифт жирный, цветной, курсив, разрядка, петит). 4.Аппарат организацииусвоения учебного материала: - средства формирования знаний учащихся: текст (качество предъявления учебного исторического материала - научность, доступность, полнота, форма и харак­ тер изложения содержания, соотношение фактов и теоретических обобщений, выводы, понятийный аппарат, соответствие учебного материала обязательному минимуму со­ держания); - иллюстрации, документальный материал, дополнительные источники инфор­ мации; - методический аппарат учебника и средства развития мышления учеников. Проанализируйте систему вопросов, заданий, их адекватность задачам изучения курса. Опишите видовое многообразие вопросов и заданий: опережающие задания, вопросы к тексту, задания на дом, вопросы для повторения и обобщения. Оцените характер во­ просов и заданий: репродуктивные, проблемные, творческие, дискуссионные и т.п. Выявите направленность вопросов и заданий на реализацию воспитательного и разви­ вающего потенциала курса истории. 5.Выводы о достоинствах и слабых сторонах учебника (учебного пособия). Личное отношение к школьному учебнику. Возможность использования учебника в деятельности учителя и учащихся, соответствие учебника требованиям государствен­ ного образовательного стандарта, критериям, предъявляемым к современному школь­ ному учебнику истории. Примечание: выводы по каждой позиции необходимо проиллюстрировать кон­ кретными примерами или выдержками из учебника. При выборе учебника используйте Федеральный перечень учебников, рекомен­ дованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательныхучреждениях на 2011/12 учебный год. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2011, X» 3, С.17-22. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz