Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

разования, в том числе и глобальной задачи - развития человеческого ка­ питала. Государственный образовательный стандарт - единственный норма­ тивный правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования. С учетом образовательного стандарта проводится разработка при­ мерных базисных учебных планов и основных образовательных программ для каждой ступени обучения. Важными и необходимыми средствами реализации требований госу­ дарственного стандарта и основных образовательных программ по истории являются учебные (базисные) программы, школьные учебники и соответ­ ствующий им учебно-методический комплекс. Процесс становления вариативных школьных учебников истории «нового поколения» характеризуется проявлением, как положительных тенденций, так и нерешенных спорных проблем. Формирование современного учебно-методического комплекса по истории предполагает активное творческое участие практикующих учите­ лей истории в разработке авторских учебных программ и тематического планирования курсов истории на основе примерной базисной учебной программы, в составлении разнообразных дидактических материалов, включая школьные учебники истории. Современное общество и система образования предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке и личностным профессио­ нальным качествам учителя истории. Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Проведите сравнительный анализ действующих и новых (соответствующих стандартам «второго поколения») примерных (базисных) образовательных программ по истории для основной школы. Определите сходные черты и различия. Сформулируйте выводы об инновационных чертах примерной программы ос­ новного общего образования по истории (2010 г.). План сравнительного анализа программ: 1. Пояснительная записка: определение целей и задач изучения истории в ос­ новной школе, концептуальные подходы к отбору содержания и логике построения курсов истории, другие содержательные компоненты преамбулы. 2. Структура основной части программы: принципы построения, основные со­ держательные линии, примерное распределение учебного времени. 3. Дополнительные компоненты программы: подразделы, определяющие фор­ мируемые компетенции, основные понятия, идеи, ценности, познавательные умения учащихся; содержательные линии межпредметных и межкурсовых связей. 4. Заключительный блок: тематическое планирование, вопросы для собеседова­ ния и зачета, ресурсное обеспечение образовательного процесса, система и критерии оценки образовательных результатов. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz