Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
учебников для базового и профильного уровней изучения истории в стар шей школе. Дискуссионными остаются вопросы о соотношении «фактов» и «оценок» исторического прошлого в тексте параграфов, о формах и сред ствах реализации воспитательного потенциала учебника истории, способах усиления аксиологического и деятельностного компонентов и в то же вре мя преодоления информационной перегрузки школьных учебников исто рии. Не менее спорной является проблема авторства школьных учебни ков. Кто должен принимать участие в написании учебника истории? По сложившейся в России педагогической традиции авторами школьных учебников истории чаще всего выступают ученые историки. Вспомним популярные учебники по истории России, написанные А.А.Сахаровым, В.И.Бугановым, П.Н.Зыряновым, А.А.Даниловым и Л.Г.Косулиной, А.А.Левандовским, Н.В.Загладиным и др. В редких случаях в соавторство вступали ученые-методисты. Примерами служат авторские коллективы учебников «История древнего мира» для 5 класса - А.А.Вигасин, Г.И.Годер, С.И.Свенцицкая, «История средних веков» для учащихся 6 класса - Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. До недавнего времени в нашей стране в принципе отсутствовал опыт написания базового учебника прак тикующими учителями истории. Вместе с тем, соответствие современным требованиям, выдвигаемым к содержанию и дополнительным компонен там учебника истории, достижимо лишь при объединении усилий ученых историков, методистов, психологов, лингвистов и, безусловно, творчески работающих учителей истории. Возможно, подобный творческий союз специалистов соавторов станет одной из отличительных черт учебников нового поколения. Дискуссии вокруг современного школьного учебника истории про должают набирать обороты. В этой, не устоявшейся по сей день ситуации, для практикующего учителя истории, тем более для начинающего педаго га, насущным является вопрос о критериях учебника, на котором можно остановить свой выбор. Полагаясь на авторитетное мнение одного из ве дущих специалистов в области преподавания истории, кандидата педаго гических наук А.Ю. Юдовской, систематизируем основные критерии, на которые следует ориентироваться, выбирая нужный учебник истории: - содержание учебника соответствует требованиям образовательного стандарта, образовательной и предметной программе; - он входит в предметную линию, что позволяет реализовать преем ственность с ранее изученным материалом и создать базу для изучения ис тории в последующем классе 9преемственность по вертикали); - учебник содержит основной текст (обязательный) и сопровождаю щий (дополнительный), что расширяет образовательное поле и способ ствует развитию любознательности у школьников, создает возможность 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz