Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

единственно правильного учебника истории не существует. Специалисты справедливо поднимают проблему: а есть ли пределы авторской свободы на страницах учебника? Как определить оптимальную грань между жела­ нием автора высказаться по поводу того или иного события, исторического деятеля и обязанностью быть максимально объективным, беспристраст­ ным, честным, что продиктовано жанром учебной литературы? Именно эта проблема становилась и остается чаще других причиной жестокой критики современных учебников истории со стороны правительства и обществен­ но-политических организаций. В реальном учебном процессе немало сложностей возникает с выбо­ ром школьного учебника истории. В большинстве общеобразовательных учреждений сложилась ситуация, в которой законодательное право педаго­ гов на самостоятельный выбор учебников из рекомендуемого Министер­ ством образования «Перечня учебных изданий» фактически ликвидирова­ но «региональным заказом» учебной литературы. Этот заказ чаще всего формируется чиновниками, занимающимися организацией образования на региональном уровне, и выполняется за счет бюджетных средств, выде­ ленных согласно закону РФ «Об образовании» на приобретение и бесплат­ ное обеспечение школьников учебниками. Таким образом, в школу неред­ ко поступают учебники, которые по ряду причин не устраивают учителя Признавая вариативность учебных книг по истории как важное и не­ обходимое условие реализации идей личностно-ориентированного обуче­ ния учащихся и учета специфики общеобразовательного учреждения, все- таки требуется более четкое определение оптимального количества воз­ можных версий учебников по курсам истории. Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны: со стороны Министерства образования РФ прозвучали заявления об ограничении количества альтернативных учебни­ ков - до трех по каждому учебному курсу. Однако реальная ситуация пока не меняется. Нельзя не упомянуть о том, что имеет место несогласованность ис­ пользуемых в учебном процессе школьных учебников и базисных образо­ вательных программ. Это обусловлено непрекращающимся процессом со­ вершенствования государственных образовательных стандартов и, соот­ ветственно, предметных образовательных программ. Разработка и подго­ товка к изданию качественного учебника истории - трудоемкий и дорого­ стоящий процесс. Выход в свет новых учебников истории не успевает за обновлением образовательных программ. Особого внимания требует проблема преемственности и преодоле­ ния дублирования исторического материала в учебниках для основной и средней (полной) школы. Предстоит серьезная работа по комплектованию дифференцированных учебников истории для старшей ступени обучения. В имеющихся изданиях слабо прослеживаются принципиальные различия 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz