Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
единственно правильного учебника истории не существует. Специалисты справедливо поднимают проблему: а есть ли пределы авторской свободы на страницах учебника? Как определить оптимальную грань между жела нием автора высказаться по поводу того или иного события, исторического деятеля и обязанностью быть максимально объективным, беспристраст ным, честным, что продиктовано жанром учебной литературы? Именно эта проблема становилась и остается чаще других причиной жестокой критики современных учебников истории со стороны правительства и обществен но-политических организаций. В реальном учебном процессе немало сложностей возникает с выбо ром школьного учебника истории. В большинстве общеобразовательных учреждений сложилась ситуация, в которой законодательное право педаго гов на самостоятельный выбор учебников из рекомендуемого Министер ством образования «Перечня учебных изданий» фактически ликвидирова но «региональным заказом» учебной литературы. Этот заказ чаще всего формируется чиновниками, занимающимися организацией образования на региональном уровне, и выполняется за счет бюджетных средств, выде ленных согласно закону РФ «Об образовании» на приобретение и бесплат ное обеспечение школьников учебниками. Таким образом, в школу неред ко поступают учебники, которые по ряду причин не устраивают учителя Признавая вариативность учебных книг по истории как важное и не обходимое условие реализации идей личностно-ориентированного обуче ния учащихся и учета специфики общеобразовательного учреждения, все- таки требуется более четкое определение оптимального количества воз можных версий учебников по курсам истории. Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны: со стороны Министерства образования РФ прозвучали заявления об ограничении количества альтернативных учебни ков - до трех по каждому учебному курсу. Однако реальная ситуация пока не меняется. Нельзя не упомянуть о том, что имеет место несогласованность ис пользуемых в учебном процессе школьных учебников и базисных образо вательных программ. Это обусловлено непрекращающимся процессом со вершенствования государственных образовательных стандартов и, соот ветственно, предметных образовательных программ. Разработка и подго товка к изданию качественного учебника истории - трудоемкий и дорого стоящий процесс. Выход в свет новых учебников истории не успевает за обновлением образовательных программ. Особого внимания требует проблема преемственности и преодоле ния дублирования исторического материала в учебниках для основной и средней (полной) школы. Предстоит серьезная работа по комплектованию дифференцированных учебников истории для старшей ступени обучения. В имеющихся изданиях слабо прослеживаются принципиальные различия 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz