Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

тивными тенденциями развития учебной литературы по новейшей истории России было указано на ряд существенных недостатков. В частности, от­ мечалось, что: • в ряде учебников сохраняются крайности в оценке различных событий российской истории; • не найден верный тон и должная форма отражения вопросов, касающихся Великой Отечественной войны (героические события подаются бледно, ущербно для гражданского и патриотического воспитания); • прослеживается тенденция изолированного рассмотрения отечественной истории вне контекста всемирной истории; • сохраняется традиционный приоритет политической истории; • значительная часть учебников и учебных пособий не учитывает должным образом возрастные особенности учащихся: учебники старшей школы имеют завышен­ ный объем, часто дублируют материал учебников для основной школы; • недостаточно раскрываются национальные, региональные, а также кон­ фессиональные аспекты новейшей российской истории.1 По итогам работы комиссии Приказом Минобразования России от 16 января 2002 г. № 100 был объявлен всероссийский конкурс на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, разработаны Положение и необходи­ мый пакет документов по организации и проведению конкурса. Победителем конкурса был объявлен учебник «История Отечества XX —начала XXI века» для учащихся 11 класса, подготовленный автор­ ским коллективом в составе Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Г., Петрова Ю.А. Конкурсный отбор учебников, государственная экспертиза рукопи­ сей учебных книг, жесткая система требований и критериев, определяю­ щая качественные параметры издаваемой учебной литературы, стабилизи­ ровали издательскую деятельность и способствовали появлению в первом десятилетии XXI века более совершенных учебников истории. Из хаотиче­ ского многообразия учебных книг постепенно сформировалась целостная система вариативных учебников истории для основной и старшей школы. Однако преждевременно утверждать, что созданы учебники «нового поколения». Процесс становления нового поколения учебников еще наби­ рает силу. Вокруг школьных учебников истории продолжаются дискуссии, остаются открытыми еще многие вопросы методологического, общепеда­ гогического и организационно-методического характера. Один из них обусловлен возвратом к авторским учебникам. Совре­ менный учебник истории воспринимается как «авторская интерпретация исторического прошлого», «вариант индивидуального исторического по­ вествования», «один из инструментов обучения», поэтому идеального, 1Тюляева Т.И. Об учебниках истории в общеобразовательных учреждениях российской Федерации. /Настольная книга учителя истории. - Сост. Т.И.Тюляева. - М,: ООО «Из­ дательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003, С. 404-407. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz