Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
тивными тенденциями развития учебной литературы по новейшей истории России было указано на ряд существенных недостатков. В частности, от мечалось, что: • в ряде учебников сохраняются крайности в оценке различных событий российской истории; • не найден верный тон и должная форма отражения вопросов, касающихся Великой Отечественной войны (героические события подаются бледно, ущербно для гражданского и патриотического воспитания); • прослеживается тенденция изолированного рассмотрения отечественной истории вне контекста всемирной истории; • сохраняется традиционный приоритет политической истории; • значительная часть учебников и учебных пособий не учитывает должным образом возрастные особенности учащихся: учебники старшей школы имеют завышен ный объем, часто дублируют материал учебников для основной школы; • недостаточно раскрываются национальные, региональные, а также кон фессиональные аспекты новейшей российской истории.1 По итогам работы комиссии Приказом Минобразования России от 16 января 2002 г. № 100 был объявлен всероссийский конкурс на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, разработаны Положение и необходи мый пакет документов по организации и проведению конкурса. Победителем конкурса был объявлен учебник «История Отечества XX —начала XXI века» для учащихся 11 класса, подготовленный автор ским коллективом в составе Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Г., Петрова Ю.А. Конкурсный отбор учебников, государственная экспертиза рукопи сей учебных книг, жесткая система требований и критериев, определяю щая качественные параметры издаваемой учебной литературы, стабилизи ровали издательскую деятельность и способствовали появлению в первом десятилетии XXI века более совершенных учебников истории. Из хаотиче ского многообразия учебных книг постепенно сформировалась целостная система вариативных учебников истории для основной и старшей школы. Однако преждевременно утверждать, что созданы учебники «нового поколения». Процесс становления нового поколения учебников еще наби рает силу. Вокруг школьных учебников истории продолжаются дискуссии, остаются открытыми еще многие вопросы методологического, общепеда гогического и организационно-методического характера. Один из них обусловлен возвратом к авторским учебникам. Совре менный учебник истории воспринимается как «авторская интерпретация исторического прошлого», «вариант индивидуального исторического по вествования», «один из инструментов обучения», поэтому идеального, 1Тюляева Т.И. Об учебниках истории в общеобразовательных учреждениях российской Федерации. /Настольная книга учителя истории. - Сост. Т.И.Тюляева. - М,: ООО «Из дательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003, С. 404-407. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz