Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

разования». Списки учебников, включенных в «Перечень учебных изданий для общего образования» ежегодно обновляются и публикуются на стра­ ницах педагогической прессы. О федеральных учебниках по истории мож­ но узнать из журналов «Преподавание истории и обществознания в шко­ ле», «Преподавание истории в школе». На основании федеральных спис­ ков учебников формируются региональные заказы на учебную литературу. Ориентироваться в потоке учебных книг помогают также формиру­ ющиеся на современном этапе «издательские вертикали (линии)» учебни­ ков истории. Это целостные серии «родственных» учебников по курсам всеобщей истории и истории России для основной и старшей школы. Они формируются издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Центр гуманитарного образования» и др. Завершенные предметные вертикали учебников по отечественной и зарубежной истории отличаются методологическим единством, сохране­ нием преемственности содержательной и методической концепции, соот­ ветствующей определенной базисной образовательной программе истори­ ческого курса. Учебники, составляющие предметную вертикаль, как пра­ вило, имеют общую структуру, состав дополнительных внетекстовых ком­ понентов, систему их символических и цветовых выделений. Показатель­ ным примером завершенной предметной вертикали учебников является ав­ торский комплект учебников по «Истории России» для учащихся 6-9 клас­ сов общеобразовательных школ, разработанный Даниловым А.А. и Косу- линой Л.Г. выпущенный издательством «Просвещение». Другие завер­ шенные и формирующиеся «издательские линии» учебников истории ука­ заны в федеральном перечне учебных изданий. Оформление «издательских вертикалей» учебников истории, без­ условно, положительная тенденция, так как создает возможность для дол­ госрочного планирования работы с определенной линией учебных книг, сокращает период адаптации к учебнику при переходе учащихся из класса в класс, облегчает школьному учителю задачу выбора учебника. Вопрос о качестве издаваемых учебников истории по-прежнему ак­ туален. Наиболее острые дискуссии развертываются вокруг учебников ис­ тории России XX века для основной и старшей школы. В 2001 г. по иници­ ативе Правительства РФ была создана представительная рабочая группа историков для анализа состояния и определения задач совершенствования учебников по новейшей отечественной истории. В нее вошли ученые Рос­ сийской Академии наук, Российской Академии образования, Института военной истории, Министерства обороны РФ, Московского государствен­ ного университета им. М.В.Ломоносова, Московского государственного педагогического университета. Экспертные заключения представительной комиссии были сформулированы в итоговом документе «Об обеспечении в учебниках для средних и высших учебных заведений объективного и до­ стоверного отражения новейшей отечественной истории». Наряду с пози­ 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz