Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
разования». Списки учебников, включенных в «Перечень учебных изданий для общего образования» ежегодно обновляются и публикуются на стра ницах педагогической прессы. О федеральных учебниках по истории мож но узнать из журналов «Преподавание истории и обществознания в шко ле», «Преподавание истории в школе». На основании федеральных спис ков учебников формируются региональные заказы на учебную литературу. Ориентироваться в потоке учебных книг помогают также формиру ющиеся на современном этапе «издательские вертикали (линии)» учебни ков истории. Это целостные серии «родственных» учебников по курсам всеобщей истории и истории России для основной и старшей школы. Они формируются издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Центр гуманитарного образования» и др. Завершенные предметные вертикали учебников по отечественной и зарубежной истории отличаются методологическим единством, сохране нием преемственности содержательной и методической концепции, соот ветствующей определенной базисной образовательной программе истори ческого курса. Учебники, составляющие предметную вертикаль, как пра вило, имеют общую структуру, состав дополнительных внетекстовых ком понентов, систему их символических и цветовых выделений. Показатель ным примером завершенной предметной вертикали учебников является ав торский комплект учебников по «Истории России» для учащихся 6-9 клас сов общеобразовательных школ, разработанный Даниловым А.А. и Косу- линой Л.Г. выпущенный издательством «Просвещение». Другие завер шенные и формирующиеся «издательские линии» учебников истории ука заны в федеральном перечне учебных изданий. Оформление «издательских вертикалей» учебников истории, без условно, положительная тенденция, так как создает возможность для дол госрочного планирования работы с определенной линией учебных книг, сокращает период адаптации к учебнику при переходе учащихся из класса в класс, облегчает школьному учителю задачу выбора учебника. Вопрос о качестве издаваемых учебников истории по-прежнему ак туален. Наиболее острые дискуссии развертываются вокруг учебников ис тории России XX века для основной и старшей школы. В 2001 г. по иници ативе Правительства РФ была создана представительная рабочая группа историков для анализа состояния и определения задач совершенствования учебников по новейшей отечественной истории. В нее вошли ученые Рос сийской Академии наук, Российской Академии образования, Института военной истории, Министерства обороны РФ, Московского государствен ного университета им. М.В.Ломоносова, Московского государственного педагогического университета. Экспертные заключения представительной комиссии были сформулированы в итоговом документе «Об обеспечении в учебниках для средних и высших учебных заведений объективного и до стоверного отражения новейшей отечественной истории». Наряду с пози 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz