Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

шел очередной семинар «Подготовка нового поколения учебников истории для средней школы: подходы, перспективы и системы оценок».1 В итоге многочисленных семинаров и конференций были выработа­ ны рекомендации по разработке и изданию более совершенных учебников истории. Пришло понимание значимости государственной экспертизы учебников. Эта функция была возложена на созданный Федеральный экс­ пертный совет по общему образованию. Секцию исторического образова­ ния в нем возглавила доктор исторических наук, профессор В.И. Уколова. Экспертиза заявленных к изданию учебников проводилась с учетом уста­ новленных Советом критериев. Они включали следующую систему требо­ ваний: «Современный учебник должен: - учитывать возрастные особенности учащихся и эстетические нормы; - отражать базовый минимум и соответствовать примерным программам; - ориентироваться на современный уровень науки и отражать с достаточной полнотой не только предметную область, но и различные точки зрения и позиции уче­ ных; - обеспечивать системное изложение материала; - содержать разнообразный методический аппарат, позволяющий организовать дифференцированное обучение и самостоятельную работу учащихся; - способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, демократических установок, уважение к истории и культуре всех стран и народов, формированию оце­ ночныхсуждений, научного мышления; - содержать необходимый иллюстративный ряд; - соответствовать санитарным нормам».2 Учебники, рукописи которых успешно прошли государственную экспертизу, получали гриф «Допущено Министерством образования» или «Рекомендовано Министерством образования». Так наметились государственные подходы к разработке учебных книг и в начале XXI века поднялась « третья волна » обновления школь­ ных учебников истории. Количество учебников, «допущенных» и «реко­ мендованных» к использованию в образовательном процессе, продолжало увеличиваться. Учителей, учеников и их родителей все больше волновали вопросы: «Как не утонуть в мощном потоке новых книг?», «Как выбрать нужный и надежный учебник?». В решении этих вопросов в определенной степени помогали публикуемые списки рекомендованной Министерством образования РФ учебной литературы. Первоначально они назывались «Федеральный комплект учебников», а с 2002/03 учебного года они стали публиковаться в виде «Перечня учебных изданий для общего среднего об­ разования» и «Перечня-каталога учебных изданий для общего среднего об­ 1Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Новые учебники по истории: рекомендации междуна­ родного сообщества профессионалов. // Преподавание истории в школе, 2001, № 5, С. 60-68. 2 Экспертиза учебной литературы: только факты. // Преподавание истории и общество­ знания в школе, 2001, № 6.,С.62. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz