Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Проблема качества школьных учебников истории не сходит с по вестки дня в течение всего периода реформирования и модернизации рос сийского образования. С начала реформ во второй половине 80-х годов прошлого века и до сих пор идет процесс становления нового поколения учебников истории. В этом процессе наблюдается уже три волны обновле ния учебников истории. Учебники «первой волны» появились в начале 90-х годов XX века. Они отличались стремлением авторов «переписать» историю, заполнить «белые пятна» ранее скрытыми фактами, продемонстрировать собствен ный, «свежий» взгляд на историю. В погоне за новым содержанием явно игнорировались педагогические аспекты: возраст учеников и психологиче ские особенности восприятия ими исторического материала, реальный объем учебного времени, методическая составляющая текста и т.п. По своим научно-историческим, дидактическим и методическим основаниям учебники «первой волны» оказались шагом назад по сравнению с учебни ками истории предшествующих поколений. Учебникам второй половины 90-х годов XX века - «второй волны» обновления - была свойственна более четкая концептуальность историче ского содержания, склонность авторов к цивилизационному подходу в освещении истории. На страницах учебников появилось много историче ских деталей, образных описаний изучаемых эпох и личностей. Больше внимания стало уделяться вопросам повседневной жизни людей разных эпох, культурно-бытовым сюжетам, то есть тем историческим аспектам, которым в советских учебниках не было места. Значительно повысился дидактический уровень новых учебников. Вместе с тем, все они не были лишены недостатков методологического и методического характера и представляли собой конгломерат разрозненных учебных книг. Процесс создания новых учебников стал предметом острых обще ственно-политических, научно-исторических и педагогических дискуссий. Многие учителя истории хорошо помнят, как «ломались копья» по поводу учебников А.А.Кредера «Новейшая история», И.Н.Ионова, «Российская цивилизация», И.И.Долуцкого «Истории России в XX веке». Проблемам подготовки новых учебников по истории в 1990-х годах были посвящены многочисленные научные конференции и семинары. Эти вопросы затрагивались на российских национальных конференциях в Ар хангельске (1991), Суздале (1996) и Великом Новгороде (1997), на между народных семинарах в Архангельске (1999) и Петрозаводске (1999), на II национальной итоговой конференции «Преподавание истории в Россий ской Федерации» в Санкт-Петербурге (1999). В 2001 году в Ярославском Государственном педагогическом университете им. К.Д.Ушинского про 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz