Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Важную дидактическую функцию выполняют дополнительные вне­ текстовые компоненты учебника. К ним относятся справочный и ориен­ тировочный аппарат, иллюстративный ряд и методический аппарат учеб­ ника. Справочный и ориентировочный аппарат учебника является основой для обучения школьников элементарным умениям и навыкам работы с книгой, самостоятельного поиска нужной информации, умения самостоя­ тельно организовать работу с учебной книгой на уроке и дома. Ориентиро­ вочный аппарат учебника, как правило, представлен оглавлением, сигна­ лами-символами, рубрикациями, разнообразными указателями, шрифто­ выми и цветовыми выделениями в тексте. Хронологические таблицы, сло­ вари исторических терминов и понятий, словари имен исторических деяте­ лей, династические таблицы и схемы, списки рекомендуемой дополни­ тельной литературы —все это составляет справочный аппарат учебника. Иллюстративный ряд - конкретизирует, оживляет, визуально под­ крепляет восприятие текста параграфа. Фотографии и репродукции картин, портреты исторических деятелей, достоверные изображения эпохи, рисун­ ки современников, картосхемы и карты, лента времени и логические схе­ мы, помещенные на страницах учебника, являются не только наиболее до­ ступными наглядными средствами обучения истории, но и важными наглядными источниками исторической информации. На их основе может быть организована разнообразная по характеру учебно-познавательная де­ ятельность учащихся. Методический аппарат является неотъемлемой частью современно­ го школьного учебника истории. Он важен и для учителя, и для учеников. Для учителя - это своеобразное методическое пособие при планировании и организации урока. Для школьников методический аппарат учебника явля­ ется важным подспорьем в работе с учебной книгой на уроке и дома. В методический аппарат учебника входит система вопросов и заданий, а также разнообразные инструктивно-методические материалы для органи­ зации учебной деятельности. Указанная структура типична для современных моделей школьных учебников истории. Реагируя на вызовы времени и согласуясь с инноваци­ онными педагогическими идеями, издаваемые в начале XXI века учебники по истории восходят к историко-культурным традициям отечественной и зарубежной школ прошлых столетий. При этом расширилось жанровое многообразие школьных учебников по истории. Российская школа отошла от «моноучебников» и получила широкий рынок вариативных учебных по­ собий по истории. Они издаются в самых разных издательствах: «Просве­ щение», «Дрофа», «ВЛАДОС», «Мнемозина», «Русское слово» и др. В настоящее время имеется более 70 наименований учебников и учебных по­ собий по курсам истории. Наращивание количества учебников усугубляет проблему выбора и качества учебников. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz