Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
требует федеральный закон «Об образовании». Все это порождает много численные дискуссии вокруг государственных стандартов. Существенно изменились функции образовательных программ. Ори ентировочный макет базисных учебных программ призван мобилизовать творческий потенциал учителей для разработки вариативных учебно методических комплексов. В ходе образовательных реформ сотрудники Института содержания и методов обучения, специалисты в области школьного преподавания ис тории, учителя - практики далеко продвинулись в разработке программно методических материалов по циклам исторических курсов общеобразова тельной школы. В последние годы наметились положительные сдвиги в области школьных учебников истории, но и здесь есть нерешенные проблемы. 4. Школьные учебники истории: тенденции обновления и не шенные проблемы. Реформы российского образования по существу не изменили офи циальный статус учебника. Он признается основным средством обучения и сохраняет свою многофункциональность за счет разнообразных структур ных компонентов. Современный учебник истории содержит текст и раз нообразные дополнительные внетекстовые компоненты. Многофункциональность исторического текста учебника обусловле на его видовым разнообразием. Основной текст параграфа заключает в себе базовую информацию по изучаемой теме. По характеру изложения информации он может быть повествовательный, описательный, объяснительный, проблемный, обоб щающий. Дополнительный текст в учебнике призван расширить историче ские представления школьников, вывести знания учеников за рамки обяза тельного минимума содержания, подкрепить познавательный интерес к изучаемой теме, приобщить учащихся к разнообразным источникам исто рической информации, активизировать их мыслительную деятельность. К этому виду текста относятся документальные фрагменты, отрывки из ху дожественной исторической литературы, биографические справки, допол нительные сведения, помещенные в типовых рубриках «Это интересно», «Точка зрения», «Архивы истории», «Дети в истории» и т.п. Назначение пояснительного текста вытекает из его названия. В по яснительном тексте по необходимости конкретизируются, уточняются, комментируются исторические понятия, встречающиеся историко географические названия, новые слова и выражения, без понимания кото рых может быть затруднено смысловое восприятие основного текста. По яснительный текст чаще всего размещается на полях или в сносках. К нему относятся и подписи, помещенные под иллюстрациями. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz