Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

требует федеральный закон «Об образовании». Все это порождает много­ численные дискуссии вокруг государственных стандартов. Существенно изменились функции образовательных программ. Ори­ ентировочный макет базисных учебных программ призван мобилизовать творческий потенциал учителей для разработки вариативных учебно­ методических комплексов. В ходе образовательных реформ сотрудники Института содержания и методов обучения, специалисты в области школьного преподавания ис­ тории, учителя - практики далеко продвинулись в разработке программно­ методических материалов по циклам исторических курсов общеобразова­ тельной школы. В последние годы наметились положительные сдвиги в области школьных учебников истории, но и здесь есть нерешенные проблемы. 4. Школьные учебники истории: тенденции обновления и не шенные проблемы. Реформы российского образования по существу не изменили офи­ циальный статус учебника. Он признается основным средством обучения и сохраняет свою многофункциональность за счет разнообразных структур­ ных компонентов. Современный учебник истории содержит текст и раз­ нообразные дополнительные внетекстовые компоненты. Многофункциональность исторического текста учебника обусловле­ на его видовым разнообразием. Основной текст параграфа заключает в себе базовую информацию по изучаемой теме. По характеру изложения информации он может быть повествовательный, описательный, объяснительный, проблемный, обоб­ щающий. Дополнительный текст в учебнике призван расширить историче­ ские представления школьников, вывести знания учеников за рамки обяза­ тельного минимума содержания, подкрепить познавательный интерес к изучаемой теме, приобщить учащихся к разнообразным источникам исто­ рической информации, активизировать их мыслительную деятельность. К этому виду текста относятся документальные фрагменты, отрывки из ху­ дожественной исторической литературы, биографические справки, допол­ нительные сведения, помещенные в типовых рубриках «Это интересно», «Точка зрения», «Архивы истории», «Дети в истории» и т.п. Назначение пояснительного текста вытекает из его названия. В по­ яснительном тексте по необходимости конкретизируются, уточняются, комментируются исторические понятия, встречающиеся историко­ географические названия, новые слова и выражения, без понимания кото­ рых может быть затруднено смысловое восприятие основного текста. По­ яснительный текст чаще всего размещается на полях или в сносках. К нему относятся и подписи, помещенные под иллюстрациями. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz