Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Тематическое планирование курсов истории является новым обяза­ тельным компонентом примерной учебной программы. Именно в нем по­ казаны варианты сочетания содержания изучаемого материала с основны­ ми видами деятельности учащихся, иными словами, возможные способы реализации деятельностного и компетентностного подходов к обучению. Помимо федерального комплекта базисных учебных программ, кото­ рые согласно закону РФ «Об образовании» относятся к группе основных образовательных программ, в современном учебном процессе активно ис­ пользуются и дополнительные образовательные программы по истории. Дополнительные образовательные программы разрабатываются и реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных по­ требностей учащихся. В эту группу входят программы специальных, фа­ культативных и элективных курсов истории. Опыт учителей - практиков по разработке дополнительных программ широко представлен в специаль­ ной методической литературе и на страницах профессиональных журна­ лов. Реализуя право выбора учебной программы, важно взять во внима­ ние такие обстоятельства, как: - соответствие содержательных и структурных компонентов про­ граммы требованиям действующего государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования; - наличие рекомендаций Министерства образования РФ (грифы «до­ пущено», «рекомендовано» МО РФ); - наличие учебно-методического комплекта, обеспечивающего успешную реализацию программы (учебник, методические пособия, ди­ дактические материалы и т.п.); - важны не только новизна и оригинальность авторских подходов, но и их обоснованность, доступность для учащихся, преемственность в изу­ чении истории на разных ступенях обучения (начальная, основная, средняя школа). Завершая характеристику государственных стандартов общего обра­ зования и образовательных программ, можно сделать следующие выводы. В современных условиях внедрение государственных образователь­ ных стандартов порождает много проблем. Идет непрерывный поиск оп­ тимального варианта государственного образовательного стандарта, соот­ ветствующего требованиям XXI века. Концептуальные подходы к их раз­ работке обновляются, наша школа находится в состоянии постоянных пе­ ремен. Помимо этого следует признать, что стандарты всех поколений пока являются полулегитимными, поскольку они утверждены внутренними приказами Министерства образования РФ, а не на высшем государствен­ ном уровне (Федеральным собранием Российской Федерации), как того 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz