Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Тематическое планирование курсов истории является новым обяза тельным компонентом примерной учебной программы. Именно в нем по казаны варианты сочетания содержания изучаемого материала с основны ми видами деятельности учащихся, иными словами, возможные способы реализации деятельностного и компетентностного подходов к обучению. Помимо федерального комплекта базисных учебных программ, кото рые согласно закону РФ «Об образовании» относятся к группе основных образовательных программ, в современном учебном процессе активно ис пользуются и дополнительные образовательные программы по истории. Дополнительные образовательные программы разрабатываются и реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных по требностей учащихся. В эту группу входят программы специальных, фа культативных и элективных курсов истории. Опыт учителей - практиков по разработке дополнительных программ широко представлен в специаль ной методической литературе и на страницах профессиональных журна лов. Реализуя право выбора учебной программы, важно взять во внима ние такие обстоятельства, как: - соответствие содержательных и структурных компонентов про граммы требованиям действующего государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования; - наличие рекомендаций Министерства образования РФ (грифы «до пущено», «рекомендовано» МО РФ); - наличие учебно-методического комплекта, обеспечивающего успешную реализацию программы (учебник, методические пособия, ди дактические материалы и т.п.); - важны не только новизна и оригинальность авторских подходов, но и их обоснованность, доступность для учащихся, преемственность в изу чении истории на разных ступенях обучения (начальная, основная, средняя школа). Завершая характеристику государственных стандартов общего обра зования и образовательных программ, можно сделать следующие выводы. В современных условиях внедрение государственных образователь ных стандартов порождает много проблем. Идет непрерывный поиск оп тимального варианта государственного образовательного стандарта, соот ветствующего требованиям XXI века. Концептуальные подходы к их раз работке обновляются, наша школа находится в состоянии постоянных пе ремен. Помимо этого следует признать, что стандарты всех поколений пока являются полулегитимными, поскольку они утверждены внутренними приказами Министерства образования РФ, а не на высшем государствен ном уровне (Федеральным собранием Российской Федерации), как того 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz