Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ный макет базисной учебной программы оставляет нишу для творчества педагога. Современный учитель имеет не только право выбора учебной программы, но и возможность разработки собственной авторской про­ граммы учебного курса при условии соответствия ее требованиям государ­ ственного образовательного стандарта. Действующие примерные (базисные) программы основного общего и среднего (полного) общего образования по истории являются средством реализации федерального компонента государственного образовательно­ го стандарта 2004 года. Они опубликованы в сборнике нормативных до­ кументов. Альтернативные авторские учебные программы по курсам все­ общей истории и истории России, допущенные Министерством образова­ ния и науки Российской Федерации, публикуются в сборниках программ общеобразовательных учреждений, а также на страницах профессиональ­ ных журналов «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе».1 В настоящее время в рамках проекта «Разработка, апробация и внед­ рение стандартов общего образования второго поколения» предложена но­ вая примерная программа по истории для 5-9 классов. На ее основе рас­ смотрим структуру базисной учебной программы по истории} Примерная программа основного общего образования по истории содержит следующие разделы: 1. Пояснительная записка. В ней определяются цели обучения исто­ рии в основной школе и раскрываются особенности содержант курса ис­ тории на этой ступени общего образования. Кроме того, описываются структура и последовательность изложения материала; формулируются требования к результатам обучения и освоения содержания курса (включая личностные, метапредметные и предметные результаты). Немаловажными являются рекомендации по оснащению учебного процесса и примерный перечень объектов для проведения экскурсий по истории. В завершении пояснительной записки определяется место предмета в базисном учебном плане. 2. Содержание курса истории. Эта часть программы включает пере­ чень основного изучаемого материала, распределенного по содержатель­ ным разделам с указанием примерного числа часов на его изучение. 3. Примерное тематическое планирование с описанием видов учеб­ ной деятельности учащихся 5-9 классов и указанием примерного числа ча­ сов на изучение соответствующего материала. 1Примерные программы по истории. / Сборник нормативных документов. История. - Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008, С. 80-150. Программы обще­ образовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. - М.: Просве­ щение, 2007. Стандарты второго поколения. Примерная программа основного общего образования по истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, №№ 1-6. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz