Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

- умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности; - коммуникативные и информационные умения; -умения оценивать объекты окружающей действительности с опре­ деленных позиций. Эти результаты проверяются и выявляются с помощью контрольных испытаний в форме ЕГЭ, проверочных работ, тестов или иных форм, опре­ деляемых федеральным органом управления образования. Индивидуаль­ ные предметные результаты могут быть представлены в форме портфолио - пакета свидетельств личностных достижений в каких-либо видах соци­ ально значимой деятельности. К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой атте­ стации выпускников, относятся: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его инди­ видуальные личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, по­ литические предпочтения и т.п.); - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности. Данные результаты образовательной деятельности являются предме­ том анализа и оценки массовых социологических исследований. Их оцен­ ка осуществляется в ходе мониторинговых исследований. Итак, структурные компоненты основных общеобразовательных программ задают исходные ориентиры для разработки учебных про­ грамм. Примерные (базисные) учебные программы разрабатываются с уче­ том специфики учебных дисциплин. Учебные образовательные программы по истории претерпели суще­ ственные изменения в процессе реформирования российской системы об­ разования. В советской школе действовала типовая государственная программа по истории, которая унифицировала учебный процесс. Учитель не имел права отступать от содержания программного материала, должен был строго соблюдать заданные параметры. В современных условиях вариативного образования необходимы ва­ риативные образовательные программы. По заказу Министерства образо­ вания и науки РФ, Федерального агентства по образованию разрабатыва­ ются примерные образовательные программы по учебным предметам. Они определяют инвариантную (обязательную) часть содержания учебного курса и являются ориентировочным макетом для разработки авторских об­ разовательных программ. Авторы учебных рабочих программ могут пред­ ложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения. Таким образом, пример­ 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz