Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

мально допустимы объем аудиторной нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения. В вариа­ тивной части базисного учебного плана регламентировано количество ча­ сов, отводимое на обеспечение интересов и запросов учащихся. Здесь предусмотрен обязательный компонент внеурочной деятельности. На него отводится в среднем 10 часов в неделю в каждом классе. Это существенное отличие нового Базисного учебного плана. Одной из составляющих частей основных общеобразовательных программ является фундаментальное ядро общего образования. Это новое понятие пришло на смену утвердившемуся в предшествующих стандартах «содержательному минимуму образования». Дело не только в названии, но и в сущности данного компонента нового стандарта и общеобразователь­ ных программ. Фундаментальное ядро содержания общего образования задает объ­ ем знаний и функциональную грамотность выпускника российской школы XXI столетия. Фундаментальное ядро содержания общего образования - это документ, кратко фиксирующий набор ключевых фактов, понятий, идей, методов и теорий, относящихся к областям знаний, представленным в школьных курсах. Оно определяет также систему универсальных учеб­ ных действий, которые позволяют учащимся ориентироваться в содержа­ тельном поле, а не сводить учебную работу только к заучиванию обозна­ ченных тем. Таким образом, в отличие от «обязательного минимума со­ держания образования» «фундаментальное ядро» включает в себя не толь­ ко содержательные компоненты, но и набор обобщенных познавательных умений. Иными словами, «фундаментальное ядро» определяет тот свод знаний, общих (универсальных) учебных действий, без понимания, усвое­ ния и овладения которыми современный человек не может считаться до­ статочно образованным. В настоящее время разработано «фундаменталь­ ное ядро содержания исторического и обществоведческого образования». Текст этого документа, опубликованный на страницах журнала «Препода­ вания истории и обществознания в школе», вынесен на обсуждение.1 Важной составляющей общеобразовательной программы является программа формирования универсальных учебных действий. Под универ­ сальными учебными действиями понимают обобщенные способы дей­ ствий, способствующие широкой ориентации учащихся в различных пред­ метных областях. В программе представлен структурированный перечень обобщенных учебных действий. Программа имеет рекомендательный ха­ рактер. Ознакомившись с ней, учитель может определить вклад своего предмета в формирование универсальных учебных действий, реализовать 1Фундаментальное ядро содержания исторического и обществоведческого образования. / Преподавание истории и обществознания в школе», 2008, № 2, С. 63-67. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz