Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной шко­ ле учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длитель­ ность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важней­ ших исторических событий; • группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: • читать историческую карту с опорой на легенду; • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких ис­ точниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие. 4. Описание (реконструкция): • рассказывать (устно и письменно) об исторических событиях, их участ­ никах; • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные ис­ торические эпохи; • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт истори­ ка); явлений; различия; соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; • определять и объяснять (аргументировать ) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущно­ сти современных событий; • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультур- ной среде; 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz