Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

го года началась массовая апробация стандартов второго поколения в начальной школе. Через четыре года они начнут входить в учебную прак­ тику основной школы. С внедрением стандартов второго поколения в развитии российской системы общего образования начинается новый этап. Это связано с тем, что изменилось само понимание того, что такое государственный стандарт. Ранее под стандартом понимались фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания образова­ ния, которые обеспечивали единство образовательного пространства в условиях возникшего в начале 1990-х гг. многообразия образовательных систем, вариативного образования. Вопрос о единстве образовательного процесса уже не стоит так остро, он в основном урегулирован. Решение этой задачи является важнейшим достижением стандартов первого поко­ ления, которое невозможно переоценить. Сейчас другая ситуация. В настоящее время главные проблемы свя­ заны с повышением качества образования. Современная система образова­ ния получает иные приоритеты, перед ней встают другие задачи. Образо­ вание является важнейшим ресурсом модернизации российского общества и социально-экономического развития государства. Важнейшим условием эффективности системы образования в начале XXI в. является ее способ­ ность гибко реагировать на запросы личности, изменения потребности экономики и нового общественного устройства. Главной целью и смыслом образования должно стать развитие личности, способной к творческой де­ ятельности в условиях формирования открытого гражданского общества и инновационной экономики. На это ориентированы новые подходы к про­ ектированию и оценке образовательных результатов, заложенные в стан­ дарте второго поколения. В сравнении с первым стандартом (федераль­ ным компонентом ГОС), который являлся «стандартом содержания обра­ зования», предмет и функции нового стандарта существенно расширены. Отметим главные отличительные черты образовательного стан­ дарта второго поколения. Е.Е Вяземский.1 сформулировал ряд концептуальных тезисов, отра­ жающих инновационный характер нового стандарта: • определение ключевых целей образования через систему цен­ ностных ориентиров образования; • ориентация на развитие вариативности образования; • системно-деятельностный подход как общепедагогическая ос­ нова определения требований к результатам образования (цель образова­ ния - развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности); 1Евгений Евгеньевич Вяземский - доктор педагогических наук, профессор Академии ПКиППРО, Москва. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz