Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Остро стала проблема стандартизации образования, т.е. выработки единых критериев к общеобразовательной, в том числе исторической под­ готовке учащихся. При в£ем многообразии и вариативности образователь­ ного процесса важно было сохранить базовое единство образовательного пространства на территории РФ. Эту роль должны были выполнить гос­ ударственные образовательные стандарты. В Российской Федерации они стали разрабатываться и вводиться в 90-е годы XX века в соответствии со ст. 7 Закона «Об образовании». «Стандарт» (в переводе с англ.) - норма, мерило, образец. Статус государственного стандарта общего образования как государственной нормы значителен. Как отмечено в концепции федеральных государствен­ ных стандартов общего образования второго поколения: «В системе суще­ ствующего законодательного поля системы образования стандарт стано­ вится единственным нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и пра­ вил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования».' Он призван обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования, единство образовательного пространства в Российской Федерации, преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья, социальную защи­ щенность обучающихся и педагогических работников. Что же именно устанавливают государственные образовательные стандарты? Прежде, чем ответить на этот вопрос, надо хотя бы вкратце за­ тронуть проблему разработки государственных образовательных стандар­ тов в России. Государственный образовательный стандарт - новое явление в оте­ чественной системе образования, поэтому выработка научных подходов к стандартизации общего образования заняла десятилетия и вылилась в сложный длительный процесс, который нельзя считать завершенным в настоящее время. Первая версия Учебных стандартов школ России появилась в 1998 г. Над ней в течение шести лет работали научные сотрудники Института об­ щего образования Российской Академии образования. На основе этих раз­ работок приказами Минобразования России был утвержден первый пакет нормативных документов: «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (приказ от 9 февраля 1998 г. № 322), «Обязательный минимум содержания основного общего образования» (приказ от 10 мая 1998 г № 1236), «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования» (приказ от 30 июня 1999 г. № 56). Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего обра­ зования. Проект. /Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М, 2008, С.8-9. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz