Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Новая система исторического образования имеет достоинства и не­ достатки. Очевидным преимуществом концентрической структуры школьного исторического образования является то, что она: • превращает историческое образование в непрерывный, после­ довательно усложняющийся процесс на всем протяжении школьного обу­ чения истории; • обеспечивает переход от событийно-хронологического к про- блемно-тематическому принципу изучения истории в старших классах; • дает возможность повторного изучения и осмысления ключе­ вых вопросов истории; • создает условия для введения профильного и модульного обу­ чения в старших классах с учетом индивидуальных запросов и интересов школьников. Вместе с тем пагубное влияние на качество исторического образо­ вания школьников оказывает ряд негативных факторов. В их числе: сме­ щение сложных курсов Новой и Новейшей истории на более ранние этапы обучения в рамках основной школы, перегрузка содержанием I концентра исторического образования, нарушение баланса между базовыми курсами Всеобщей истории и Истории России, между объемом их содержания и рамками учебного времени, выделенного для его освоения. В результате выпускники основной школы получают поверхностную базу исторических знаний и умений, необходимых для качественного решения задач истори­ ческого образования в старшей школе. В силу указанных причин изучение истории в старшей школе нередко сводится к традиционному повторению и обобщению изученного материала, либо к подготовке учащихся для сда­ чи единого государственного экзамена по предмету. Переход к новой структуре исторического образования оказался очень болезненным, противоречивым процессом и был принят педагогиче­ ской общественностью неоднозначно. Можно сказать, что до сих пор идет противостояние сторонников и противников концентрической структуры школьного исторического образования. Вместе с тем, какое бы личное от­ ношение к концентрической структуре образования ни имело место, ее нужно воспринимать как данность сегодняшнего дня, максимально ис­ пользуя положительные стороны системы для достижения качественной исторической подготовки школьников. Выводы. В настоящее время в основном сложилась новая постсо­ ветская система школьного исторического образования, построенная на иной, чем в СССР методологической основе, с иными целями и задачами, новыми требования к учащимся и педагогам. Однако историческое и об­ ществоведческое образование по сей день является одним из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. Остаются не решенными многие проблемы теоретического и практическо­ го характера. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz