Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

вании» 1992 года обязательным образовательным уровнем считалось основное общее образование в рамках девятилетней школы. В результате такого законодательного решения обучение в 10-11 классах стало делом доброй воли учеников и их родителей. В сложившейся ситуации неизбеж­ но появлялась часть учеников, которые по окончании 9 класса завершали свое образование, не желая продолжать обучение в полной средней школе. Со всей очевидностью стала задача - дать завершенное базовое историческое образование в рамках основной общеобразовательной шко­ лы. К окончанию 9 класса ученики должны были получить относительно целостную и завершенную систему знаний по истории отечества и мира вплоть до современности. Возникшие обстоятельства потребовали ломки устоявшейся структуры образования. Кроме того, назрела потребность в дифференциации образования на старшей ступени школьного обучения с учетом индивидуальных запросов и профессиональной ориентации старшеклассников. Концепция структурных изменений была заложена в письме МО РФ «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого об­ разования в школах Российской Федерации» (май 1993 г.)1. Суть концепции состоит в следующем. В новой структуре выделяются два ведущих концентра (круга) ис­ торического образования. I концентр —составляет основная общеобразовательная школа: классы. В них осуществляется базовое историческое образование и обес­ печивается минимальный обязательный уровень образования по истории. В первом концентре сохраняется систематическое изучение отечествен­ ной и мировой истории с древнейших времен до наших дней на основе ли­ нейного событийно-хронологического принципа. При этом за учителем закрепляется право выбора вариантов изуче­ ния курсов истории: а) изучение интегрированного курса «Россия и Мир» б) синхронно - параллельное изучении курсов отечественной и всеоб­ щей истории - традиционный подход. При любом варианте на изучение отечественной истории рекоменду­ ется отводить не менее 60-70% учебного времени, сохраняя приоритет национальной истории. Следует особо подчеркнуть, что в новой системе исторического об­ разования изменилось место исторической пропедевтики - вводного, под­ готовительного курса истории. Она переместилась в начальную школу. Се­ годня уже редко встречаются варианты самостоятельных пропедевтиче­ ских курсов истории в начальной школе. Чаще всего «История» в началь­ 1О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе. -1993. - № 4. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz