Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Учителя-практики и специалисты в области методики преподавания истории немало делали для совершенствования действовавшей системы исторического образования и повышения качества исторических знаний учащихся. Для этого в учебном процессе широко использовались предмет ные межкурсовые связи, различные способы проблемно-тематического и обобщающего повторения учебного материала, ресурсы факультативных курсов в старших классах и многое другое. При всех своих недостатках линейная система образования была логична и удобна в практическом применении. В 1993 году в ходе реформ в российских школах начался переход к новой концентрической структуре исторического образования. 2. Переход на концентрическую структуру школьного истор ского образования, ее характеристика. Суть концентрического принципа структурной организации истори ческого образования — в повторном, углубленном изучении истории на старшей ступени обучения. Заметим, что концентрическая система не является принципиально новой для российской школы. Она уже имела место в 1913-1915 гг в гим назическом образовании по русской истории. Как отмечалось ранее, кон центрический подход в обучении истории имел место также в 1959-1965 гг. в советской школе. Структурная перестройка 90-х годов XX века - это уже третья попытка организовать историческое образование по принципу концентризма. Чем она была вызвана? Что повлияло на реорганизацию всей систе мы исторического образования? Существенным фактором перехода на концентрическую систему ис торического образования явилось принятие в 1992 году Закона РФ «Об об разовании». Новый Федеральный Закон изменил уровень обязательного образования обучающихся. До 1992 г. в нашей стране действовало обяза тельное всеобщее среднее образование. Вновь принятый Закон «Об обра зовании» (1992г., P.II, ст. 19) закрепил три ступени общего образования: Начальное общее образование (1-4 классы); Основное общее образование (5-9 классы); Среднее (полное) общее образование (10-11 классы). Пункт 3., 19-й статьи Закона «Об образовании» провозглашал: «Ос новное общее образование и государственная аттестация по его заверше нии являются обязательными».1 Забегая вперед, нужно отметить, что по решению Государственной Думы с сентября 2007 года в Российской Феде рации было введено обязательное среднее (полное) общее образование в рамках одиннадцатилетней школы. Но изначально по Закону «Об образо 1Закон Российской Федерации «Об образовании». /Отпечатано по заказу Управления народного образования администрации Мурманской области, Мурманск: Научно- методический центр, 1992, С.20. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz