Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Учителя-практики и специалисты в области методики преподавания истории немало делали для совершенствования действовавшей системы исторического образования и повышения качества исторических знаний учащихся. Для этого в учебном процессе широко использовались предмет­ ные межкурсовые связи, различные способы проблемно-тематического и обобщающего повторения учебного материала, ресурсы факультативных курсов в старших классах и многое другое. При всех своих недостатках линейная система образования была логична и удобна в практическом применении. В 1993 году в ходе реформ в российских школах начался переход к новой концентрической структуре исторического образования. 2. Переход на концентрическую структуру школьного истор ского образования, ее характеристика. Суть концентрического принципа структурной организации истори­ ческого образования — в повторном, углубленном изучении истории на старшей ступени обучения. Заметим, что концентрическая система не является принципиально новой для российской школы. Она уже имела место в 1913-1915 гг в гим­ назическом образовании по русской истории. Как отмечалось ранее, кон­ центрический подход в обучении истории имел место также в 1959-1965 гг. в советской школе. Структурная перестройка 90-х годов XX века - это уже третья попытка организовать историческое образование по принципу концентризма. Чем она была вызвана? Что повлияло на реорганизацию всей систе­ мы исторического образования? Существенным фактором перехода на концентрическую систему ис­ торического образования явилось принятие в 1992 году Закона РФ «Об об­ разовании». Новый Федеральный Закон изменил уровень обязательного образования обучающихся. До 1992 г. в нашей стране действовало обяза­ тельное всеобщее среднее образование. Вновь принятый Закон «Об обра­ зовании» (1992г., P.II, ст. 19) закрепил три ступени общего образования: Начальное общее образование (1-4 классы); Основное общее образование (5-9 классы); Среднее (полное) общее образование (10-11 классы). Пункт 3., 19-й статьи Закона «Об образовании» провозглашал: «Ос­ новное общее образование и государственная аттестация по его заверше­ нии являются обязательными».1 Забегая вперед, нужно отметить, что по решению Государственной Думы с сентября 2007 года в Российской Феде­ рации было введено обязательное среднее (полное) общее образование в рамках одиннадцатилетней школы. Но изначально по Закону «Об образо­ 1Закон Российской Федерации «Об образовании». /Отпечатано по заказу Управления народного образования администрации Мурманской области, Мурманск: Научно- методический центр, 1992, С.20. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz