Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

1. Характеристика традиционной (линейной) систе школьного исторического образования. Систему школьного исторического образования в значительной мере определяет ее структура, т.е. порядок, последовательность преподавания и изучения курсов истории в учебных заведениях. В истории отечественной школы имели место два варианта струк­ турного построения исторического образования: линейный и концентриче­ ский. Для традиционной системы школьного исторического образования был характерен линейный принцип построения. Традиционной сегодня принято называть систему исторического образования, сложившуюся в советской школе. Ее основы были заложены в 30 -е годы XX века Постановлениями партии и правительства «О началь­ ной и средней школе» (1931г.), «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934 г.). Эти постановления определили статус школьного предмета истории, место и принципы построения школьных курсов исто­ рии. С этих лет линейный принцип построения исторического образования стал основополагающим для советской школы. Линейный принцип построения школьного исторического образова­ ния предполагает однократное и последовательное изучение курсов оте­ чественной и зарубежной истории. В течение всех лет обучение школьни­ ки в хронологической последовательности знакомятся с наиболее яркими и значимыми фактами прошлого с древнейших времен до современности. Аналогично основополагающему принципу построения традиционная си­ стема школьного исторического образования получила название - «линей­ ная». В соответствии с линейным принципом история преподавалась в школах СССР в 1934-1959 гг. и с 1965 по 1993 гг. Небольшой 6-летний промежуток между этими периодами был обусловлен введением в стране обязательного восьмилетнего образования и временным переходом к кон­ центрическому принципу изучения истории. Переход к всеобщему обяза­ тельному среднему образованию в 1965 году возобновил линейный прин­ цип в системе обучения истории. Таким образом, он определял структур­ ное построение школьных курсов истории на протяжении почти шести де­ сятилетий. В течение многих лет существования традиционной системы образо­ вания, естественно, происходили изменения и уточнения в названиях школьных курсов истории, в распределении их по годам обучения, но неизменным оставался главный принцип построения - линейность. Проиллюстрируем линейное построение школьного исторического образования порядком изучения курсов истории накануне структурной пе­ рестройки - в 1984-1992 годах. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz