Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ских парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каж­ дого. (В.К.Дьяченко). Компетентность - характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества за­ дач/проблем. Компетенция —это то, чем уже владеет человек (способность, уме­ ние). Это способность успешно отвечать на индивидуальные или обще­ ственные требования, выполнять задания или вести деятельность. Ключевые компетенции —это наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и до­ стигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях воз­ растающего динамизма современного общества Когнитивная (историко-познавательная) компетенция - владе­ ние элементами исторического анализа явлений прошлого в их связи с со­ временностью. Компетенция ценностно-мировоззренческая - представления о разных системах социальных норм и ценностей; умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, наиболее значимым про­ блемам российской истории и современности. Компетенция социально-адаптивная (гражданственная) — осо­ знание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этниче­ ской и религиозной группы, локальной и региональной общности; освое­ ние гуманистических традиций и ценностей современного общества, ува­ жение прав и свобод человека. Компетенция социально-коммуникативная - позитивные уста­ новки и навыки общения в поликультурном обществе, основанные на зна­ нии исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп, умение сознательно выстраивать свое поведение в определенных социальных ситуациях. Компетенция информационно-технологическая —владение уме­ ниями и навыками работы с источниками исторической и современной информации (извлечение, систематизация, переработка исторической ин­ формации). Компетентностный подход в образовательном процессе предпола­ гает обучение человека действовать самостоятельно в различных проблем­ ных ситуациях, применяя имеющиеся знания и умения. Он предполагает направленность учебного процесса на практические результаты обучения, на развитие у школьников способности творчески оперировать знаниями и умениями. Концентрический принцип структурной организации историческо­ го образования предполагает повторное, углубленное изучение истории на старшей ступени обучения. 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz