Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

К коллективным способам обучения относится и парная работа учащихся. При работе в парах степень активности учащихся может оказаться выше, чем в малых учебных группах, так как в этом случае в каждый мо­ мент работы половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. Учебную пару образуют учащиеся, сидящие за одной партой. Работая в парах, ученики на уроках истории могут: • проверить друг у друга выполнение домашнего задания (устно­ го или письменного) • проверить выполнение самостоятельной работы, проведенной на уроке и выставить оценки друг другу • выполнить под контролем товарища устное задание, предло­ женное учителем. Например, выучить и рассказать определение понятия; провести вслух рассуждение по предложенному вопросу; провести сравне­ ние и т.п. • задать друг другу вопросы по изучаемой теме и ответить на них • изложить друг другу основное содержание самостоятельно прочитанного текста • совместно выполнить предложенное учителем задание; обсу­ дить логическое или проблемное задание урока. Таким образом, смысл парной работы в том, чтобы обеспечить взаи­ моконтроль и взаимообучение. Учитель при этом не отстраняется, а актив­ но управляет работой учебных пар, выборочно контролирует и проверяет ход работы, добивается выполнения правил парной работы. Они следующие: 1. Будьте сдержанны, говорите вполголоса, чтобы не мешать другим. 2. Помогайте друг другу, работайте совместно. 3. Терпимо относитесь к ошибкам товарища: не знает - помоги, запнулся - подскажи. 4. Подбадривайте друг друга при ответе. 5. Не прерывай речь товарища своими замечаниями, умей выслушать до конца, а затем сделай свои замечания. 6. Поясни выставленную ему оценку. Технологии коллективных способов обучения представляет собой сложную дидактическую систему. Она нацелена на усвоение знаний, уме­ ний, навыков и своевременную их коррекцию, на проверку каждого учени­ ка по каждой изучаемой теме, на формирование самостоятельности, разви­ тие коммуникативных способностей и воспитание общечеловеческих ка­ честв личности. В теории обучения и школьной практике преподавания разных предметов выработаны различные модели и методики коллектив­ ных способов обучения. Все они основаны на групповых и парных формах 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz