Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Учитель может создавать временные и постоянные (статичные) учебные группы, различные по количеству и составу. Сложившаяся практика свидетельствует, что наиболее оправданы малые учебные группы, состоящие из четырех человек, которые работают на двух стоящих друг за другом партах (это удобно для организации рабо ты и смены форм учебной деятельности, когда без лишней затраты време ни можно переключиться на парную или фронтальную работу). Немаловажное значение имеет состав учебной группы. Чаще всего создаются группы из учеников с разными учебными возможностями (гете рогенные группы). В них сильные, продвинутые ученики помогают менее способным одноклассникам, предупреждают ошибки. Слабые тянутся за сильными. В этом случае созданные группы должны быть примерно рав ными по составу. Возможно формирование групп, состоящих из учеников с равными познавательными возможностями. В этом случае группам предлагаются дифференцированные задания. Однако при таком подходе, нельзя форми ровать учебные группы, состоящие только из слабых учеников, так как они оказываются неработоспособными. При формировании групп важно учитывать психологическую совме стимость и желание учеников оказаться в одной группе для совместной де ятельности. Для выяснения предпочтений учащихся можно использовать социометрическую методику: с кем бы ты хотел работать за одной партой? Если это не удастся, то с кем бы ты согласился работать? Важно брать во внимание и качества характера учеников (застенчи вые, излишне говорливые, молчаливые и т.п.) Процесс формирования работоспособных групп —длительный. Со став групп корректируется в процессе обучения. Если группы постоянные, то за ними закрепляются места в кабинете, что обеспечивает порядок в работе и снимает многие организационные во просы. Каждая группа нумеруется. В ней выбирается руководитель - лидер группы. Руководитель группы выбирается с учетом нения учителя и уча щихся. Это —доверенное лицо учителя и учащихся. Учитель заранее кон сультирует руководителей групп о предстоящей работе, объясняет их функции и обязанности. Задачируководителя группы: 1. Знакомит всех членов группы с содержанием группового задания. 2. Распределяет работу по выполнению задания между членами группы. 3. Помогает товарищам в выполнении задания. 4. Регулирует общение, обмен мнениями во время обсуждения и выполне ния задания. 5. Назначает выступающего от группы. 6. Оценивает деятельность каждого члена группы. 7. Старается создать и сохранить дружескую атмосферу в группе. 254
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz