Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Учитель может создавать временные и постоянные (статичные) учебные группы, различные по количеству и составу. Сложившаяся практика свидетельствует, что наиболее оправданы малые учебные группы, состоящие из четырех человек, которые работают на двух стоящих друг за другом партах (это удобно для организации рабо­ ты и смены форм учебной деятельности, когда без лишней затраты време­ ни можно переключиться на парную или фронтальную работу). Немаловажное значение имеет состав учебной группы. Чаще всего создаются группы из учеников с разными учебными возможностями (гете­ рогенные группы). В них сильные, продвинутые ученики помогают менее способным одноклассникам, предупреждают ошибки. Слабые тянутся за сильными. В этом случае созданные группы должны быть примерно рав­ ными по составу. Возможно формирование групп, состоящих из учеников с равными познавательными возможностями. В этом случае группам предлагаются дифференцированные задания. Однако при таком подходе, нельзя форми­ ровать учебные группы, состоящие только из слабых учеников, так как они оказываются неработоспособными. При формировании групп важно учитывать психологическую совме­ стимость и желание учеников оказаться в одной группе для совместной де­ ятельности. Для выяснения предпочтений учащихся можно использовать социометрическую методику: с кем бы ты хотел работать за одной партой? Если это не удастся, то с кем бы ты согласился работать? Важно брать во внимание и качества характера учеников (застенчи­ вые, излишне говорливые, молчаливые и т.п.) Процесс формирования работоспособных групп —длительный. Со­ став групп корректируется в процессе обучения. Если группы постоянные, то за ними закрепляются места в кабинете, что обеспечивает порядок в работе и снимает многие организационные во­ просы. Каждая группа нумеруется. В ней выбирается руководитель - лидер группы. Руководитель группы выбирается с учетом нения учителя и уча­ щихся. Это —доверенное лицо учителя и учащихся. Учитель заранее кон­ сультирует руководителей групп о предстоящей работе, объясняет их функции и обязанности. Задачируководителя группы: 1. Знакомит всех членов группы с содержанием группового задания. 2. Распределяет работу по выполнению задания между членами группы. 3. Помогает товарищам в выполнении задания. 4. Регулирует общение, обмен мнениями во время обсуждения и выполне­ ния задания. 5. Назначает выступающего от группы. 6. Оценивает деятельность каждого члена группы. 7. Старается создать и сохранить дружескую атмосферу в группе. 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz